В Нью-Йорке завершились слушания в комиссии по расследованию обстоятельств террористических нападений 11 сентября 2001 года. В первый день перед комиссией выступили бывшие начальники пожарного и полицейского управления города.
Во второй день показания давал бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Член комиссии Тимоти Ромер спросил его, почему мэрия не получила от ФБР и ЦРУ уведомлений о возможности террористического нападения. Ромер сослался на меморандум разведки, представленный президенту Бушу 6 августа 2001 года, в котором упоминался Усама бин Ладен, а Нью-Йорк и Всемирный торговый центр трижды фигурировали в качестве мишеней возможной атаки.
«Я не уверен, что смогу дать исчерпывающий ответ, но попытаюсь, - сказал Джулиани. - Как мне представляется, если бы информация, о которой вы упоминаете, дошла до нас летом 2001 года или если бы мы получили другие предупреждения, я не думаю, что это изменило бы ситуацию. Мы вряд ли бы действовали по-другому».
Эти слова экс-мэра вызвали бурную реакцию в аудитории, где находились родственники жертв терактов 11 сентября.
Розалин Таллон, чей брат Шон был одним из десятков пожарных, погибших в тот день, считает, что комиссия уклонилась от ключевых вопросов. Пожарные пошли на смерть, потому что радиосвязь в небоскребах в тот день не работала и их не смогли предупредить, что башни вот-вот рухнут, заявила она.
«Комиссия не стремится докопаться до истины. Вчера мы слушали начальника пожарной охраны Томаса фон Эссена. Он знал, что walkie-talkies не действуют в небоскребах выше определенного этажа: это выяснилось еще во время взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году. Почему за восемь лет он ничего не сделал для исправления положения?» - спросила Розалин Шалон.
Нынешний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, вступивший в должность четыре месяца спустя после трагедии, сообщил, что город по-прежнему остается одной из главных мишеней нападения террористов. Однако уровень финансирования защитных мероприятий далеко отстает от потребностей многомиллионного Нью-Йорка, подчеркнул он.
«Я призываю комиссию записать в своих выводах пункт о необходимости реформы национальной системы финансирования мер безопасности, - сказал Блумберг. - Система была иррациональной, когда я приступил к работе, и остается такой по сей день. По уровню федеральных ассигнования на нужды безопасности в пересчете на душу населения Нью-Йорк занимает 49-е место среди пятидесяти штатов. В результате жителям Нью-Йорка по-прежнему грозит опасность. Подобная ситуация отражает эгоистический подход, характерный для вашингтонских политиков».
Последние слова мэра были встречены аплодисментами присутствующих.
Глава министерства внутренней безопасности Том Ридж подробно остановился на планах объединения усилий всех ведомств, работающих над отражением угроз терроризма. В частности, он говорил об интеграции и анализе в рамках единой структуры всей информации, получаемой по различным каналам.
Один из членов комиссии спросил Риджа, удалось ли ему уменьшить число бюрократических инстанций, надзирающих за работой министерства. В ответ Ридж сообщил, что этой сферой ведают 88 комитетов и подкомитетов Конгресса.
Многие родные погибших 11 сентября высказали разочарование результатом слушаний. Мэри Флетчер, потерявшая в тот день сына, сказала: «Я крайне расстроена тем, что комиссия так и не выяснила до конца подоплеку случившегося. Вопросы носили поверхностный характер. А в ответах должностных лиц звучало удовлетворение тем, что и как они делали 11 сентября».
«Мне кажется, что если мы хотим избежать повторения трагедии, надо как следует сосредоточиться на ошибках и проанализировать все сбои и неудачи», - сказала Мэри Флетчер.
Следующее заседание комиссии состоится в Вашингтоне в июне, после чего президенту Бушу будут представлены выводы и рекомендации по мерам безопасности и предупреждения новых террористических нападений.