Линки доступности

Убийство Кадырова - сильный удар по расчетам Кремля - 2004-05-10


В Грозном при взрыве мощной бомбы погиб президент Чечни Ахмад Кадыров. Убиты по меньше мере еще шесть человек, более 50 получили ранения. Пока никто не взял на себя ответственность за взрыв.

Соединенные Штаты решительно осудили этот теракт. «Мы скорбим по погибшим и выражаем глубокое соболезнование их семьям, - говорится в заявлении Белого Дома. - США категорически не приемлют акты террора и тех, кто их совершает. Нет никаких национальных, этнических, религиозных или иных устремлений, способных оправдать терроризм».

Эксперт по глобальному терроризму из Монашского университета в Мельбурне (Австралия) Пит Лентини считает, что гибель Кадырова незамедлительно отразится на политике России и ее президента: «Кадыров был одной из ключевых фигур чеченской политической элиты. Его гибель - серьзный удар по российскому истеблишменту в Чеченской республике. Потеря Кадырова чревата крупными неприятностями для президента Путина и его администрации».

Российский президент приступил к формированию временного руководства республики. Но Лентини считает, что Путину следует заново оценить всю структуру политического аппарата в Чечне: «Хотя чеченские политические институты были сформированы недавно, в конце 2003 года, думаю, настало время пересмотреть их значимость. В свете убийства Кадырова следовало бы подумать, насколько легитимны политические проекты России в Кавказском регионе».

«Несомненно, убийство Кадырова - колоссальный удар по политике России в отношении Чечни, - сказала в интервью «Голосу Америки» московский политический обозреватель Маша Липман. - Россия делала колоссальную ставку на Кадырова как на человека, на которого можно переложить часть ответственности. Москва шла ему навстречу в расширении полномочий в Чечне. Фактически, не контролировались средства, которые Москва выделяла Чечне. Кадыров получал все большую и большую власть. С его гибелью у России не осталось человека, который осуществлял бы от ее имени сколько-нибудь надежным образом ту политику, которую Москва избрала для решения проблем Чечни».

Касаясь версий происшедшего, обсуждаемых в российских СМИ, Маша Липман отметила: «Я не думаю, что мы когда-нибудь узнаем, кто осуществил этот теракт. Конечно, чеченская служба безопасности будет кого-то арестовывать… Страшно представить, что она будет делать с этими людьми. Но я не думаю что это приблизит нас к тому, чтобы знать, кто именно осуществил этот террористический акт. Главное здесь то, что со смертью Кадырова политика чеченизации оказалась под очень-очень серьезным вопросом».

Говоря о перспективах урегулирования чеченского кризиса, Маша Липман высказала следующее суждение: «Перспективы и так были не слишком хороши, а сейчас проблема усложнилась еще больше. Кто-то должен быть назначен Москвой, и даже если это будет в виде выборов, мы помним, как проходили выборы в сентябре. Это было на самом деле назначение. Но тогда Москва, по крайней мере, знала, кого она хочет. На сегодняшний день - при том, что Кадыров последовательно избавлялся в своем окружении от людей, которые бы могли составить ему конкуренцию, - назначение кого-то из заведомо слабых фигур приведет к обострению вражды между ними.

Речь идет не просто о политических интригах. Существует сын Кадырова, в подчинении у которого армия, если ее можно так назвать, а, вернее, плохо управляемая сила из тысяч вооруженных людей, о которых известно, что они держат народ Чечни в страхе. Они пытают, грабят, похищают, - это очень страшные люди. Так что сейчас любая внутриполитическая борьба за власть в Чечне должна принимать в расчет наличие этой силы».

XS
SM
MD
LG