Линки доступности

Простить не прощаемое - 2004-04-29


Может ли человек, жестоко пострадавший от насилия, прийти к мысли, что лучше простить преступника, чем отомстить ему? Такое бывает, и причем - не так уж редко. Случается и так, что родители, чьи дети погибли от рук убийцы, становятся противниками любого насилия и выступают против смертного приговора убийце их ребенка...

Более девяти лет прошло с того дня, как Азим Хамиса узнал о гибели своего девятнадцатилетнего сына Тарика, но ему все еще кажется, что это было совсем недавно: «Родителю невозможно поверить в смерть своего ребенка. И когда мне позвонили из полиции и сказали, что мой сын убит, я решил, что этого не может быть...»

История Азима Хамиса и его сына описана в недавно вышедшей книге журналиста Эллиса Коуса.

«Это исключительный человек, который пытается извлечь из обрушившейся на него невероятной трагедии нечто хорошее и полезное, - рассказывает автор книги. - Сын Азима стал жертвой неудавшейся попытки ограбления. И, вместо того, чтобы отдаться чувству гнева, отец, когда прошел самый тяжелый период отчаяния, создал организацию, цель которой - удержать молодых людей от актов насилия и помешать им приобрести оружие».

Став президентом организации, названной в память о сыне «Тарик», Азим Хамиса нашел семью убийцы и несколько раз встретился с ним самим - подростком по имени Тони.

«Тони было 12 лет, когда он стал членом банды, - рассказывает Азим Хамиса. - Он учился в шестом классе. В четырнадцать лет он совершил убийство, чтобы выслужиться перед бандой... Через девять месяцев после гибели Тарика я встретился с опекуном Тони и его дедушкой. Я сказал им, что считаю жертвами и Тарика, и Тони. Мне показалось, что трагический инцидент травмировал обе наши семьи. И я сказал дедушке Тони, что создал организацию, чтобы попытаться удержать детей от участия в бандах и от судьбы, постигшей Тони».

Вскоре дедушка убийцы стал вице-президентом основанной Азимом организации. За последние восемь с половиной лет они выступили перед тремястами пятьюдесятью тысячами учеников начальных и средних классов, рассказывая о насилии и его последствиях, а также об альтернативах насилию.

«Встречу начинает ведущий, который говорит: «Внук этого человека убил сына этого человека, и вот они сидят перед вами вместе». Эти дети впервые за их короткую жизнь видели своими глазами, что альтернатива насилию действительно возможна, - продолжает Азим Хамиса. - Наша мысль заключается в том, что одно насилие не обязательно порождает другое, и что желание отомстить вы можете заменить желанием простить». Именно этот путь выбрала Мариэтта Джагер, семилетняя дочь которой Сюзи была похищена и убита, когда семья расположилась отдохнуть во время туристической поездки. Она рассказала автору книги Эллису Коусу, что вначале ее обуревали ненависть желание мести: «Я, как бы, прошла через спор с Богом и почувствовала, что воспитанное во мне чувство совести взяло верх. Как христианка, я знаю, что нужно молиться за своих врагов».

Мариэтта Джагер не только простила убийцу ее девочки, но и стала решительной противницей смертной казни.

«Я хотела, чтобы мои поступки были так же красивы и чисты, как и жизнь моей дочери, - говорит она. - Моя девочка была достойна чего-то более благородного и высокого, чем хладнокровное, санкционированное государством убийство. Нет, я не за то, чтобы прощать убийц и выпускать их на свободу. Люди должны нести ответственность за свои поступки, а общество должно заботиться о своей безопасности. Но чтобы обеспечить безопасность, не обязательно убивать преступников».

Убийца дочери Мариэтты Джагер все же был казнен. Вскоре после этого она создала организацию, которая выступает за наказание, альтернативное смертной казни: пожизненное тюремное заключение без права на досрочное освобождение.

Что же помогает Мариэтте Джагер, Азиму Хамисе и другим, описанным в книге журналиста Коуса, преодолеть в себе желание мести и прийти к мысли о прощении?

«Всем этим людям свойственна духовность и особая психология, позволяющая со временем сказать себе: «Мне нужно вырваться за пределы гнева и возмущения», - говорит Эллис Коус.

По словам автора книги, переход от гнева к прощению - сложный процесс. За шагом вперед могут последовать три шага назад. Помогло этим людям чувство ответственности перед следующим поколением и желание, чтобы оно жило в более человечном мире.

XS
SM
MD
LG