Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 87 - 2004-04-25


Записи, звучащие в программе

"Free To Be".
"Feeling of Jazz"
"Baby I Love You".
Все композиции - Уинтона Марсалиса

“The Magic hour”, «Волшебный час» - так называется новый диск Уинтона Марсалиса. Это не только первая запись Марсалиса с небольшим составом за последние пять лет, но и первая вообще, то есть дебютная запись на «Блу ноут».

Чуть ли не два года представители фирмы вели переговоры с Марсалисом, которые закончились торжественным заключением контракта, скрепленного подписью самого президента “Blue Note” Брюса Ландволла, который два десятилетия назад привел юного трубача на одну из самых крупных звукозаписывающих фирм страны, «Коламбия рекордс».

«Я верю, что сейчас в творчестве Марсалиса наступил новый период, - говорит Ландволл. - Он полон новых идей, и мне радостно сознавать, что «Блу ноут» будет способствовать их воплощению».

Сам же Марсалис считает, что никаких радикальных перемен в его творчестве не происходит: «Все, что я делаю сейчас - совершенно естественное продолжение сделанного мной до сих пор. Резкий поворот? Ничуть не бывало. Новаторство? Тоже не сказал бы. Источник того, что я делаю, все тот же. Начиная с моего первого диска, и до “All Rises” я всего лишь подтверждаю свою приверженность Джазу. Блюзам и свингу, композициям, написанным и импровизациям. Я двигаюсь все в том же направлении, открывая для себя новые музыкальные территории и черпая из разных источников. Но язык, на котором я говорю - все тот же. Это язык Джаза. Так что мне не хотелось бы рассматривать мой союз с «Блу ноут» как «новое рождение» или возрождение».

Но давайте вернемся к композиции, открывшей сегодняшнюю встречу. В ней слышны отзвуки и аппалачских скрипичных мелодий, и детских песенок, и беспримесных блюзов.

Название диска – “Magic Hour”, по словам самого Марсалиса, отсылает нас к тому магическому, волшебному часу, когда на землю спускаются сумерки, дети водворены и уложены, все члены семьи и друзья, оставив позади дневные заботы, собираются вместе, чтобы насладиться обществом друг друга.

«Одной ногой почти упираясь в небеса, - как полушутя пишет о подобных сборищах в доме Марсалиса музыкальный критик Стенли Крауч, - участники вечеринок, воспаряют в небесные выси, другой ногой прочно стоят на земле, ибо кто же добровольно откажется от волшебных даров новоорлеанской кухни».

Вот на таких вечеринках и звучит музыка, подобная той, которую сочинил Марсалис для своего «Волшебного часа»: одни мелодии - веселые и разухабистые, другие - душевные и лирические. И у всех - и тех, кто их слушает, и тех, кто их играет - нет другой цели, кроме как хорошо провести время и вволю посвинговать.

«Я чувствую себя нынешней ночью так одиноко. Мне нужна музыка, мне нужен джаз, чтобы моя душа почувствовала себя свободной», - поет Дайан Ривз, которой отвечает труба Уинтона Марсалиса.

Упомяну тут же, что в диске есть еще один вокальный номер “Baby I Love You”, который исполняет Бобби Макферрин,

Все композиции в диске написаны Уинтоном Марсалисом.

Трубач-виртуоз, прославленный бэндлидер, композитор, создавший композиции для трубы, малых составов, симфонических оркестров, музыкальный руководитель оркестра «Джаз в Линкольн центре», страстный пропагандист джаза, Марсалис к тому же бережно и неутомимо пестует поколение молодых музыкантов. И те, кто принял участие в записи диска «Волшебный час»: Эрик Люис - рояль, Карлос Хенрикес - бас, Али Джэксон - ударные - общались с Уинтоном, еще будучи школьниками.

«Али Джэксон, - говорит о своем ударнике Марсалис, - племянник знаменитого Оливера Джэксона, несмотря на то, что он родился и вырос в Детройте, знает все о новоорлеанском джазе и играет его так, как мало кому удается играть среди тех, кто вырос в городе полумесяца. Карлос просиживал часами на репетициях моей оратории «Кровь на полях». Тогда, в 1994 году он был еще школьником, а сейчас он стал настоящим мастером, которому одинаково подвластен и латиноамериканские ритмы, и свинг. Что до Эрика, то уже сейчас он обладает совершенно уникальной манерой, у него свой «звук», как говорят музыканты, и он способен делать вещи, которые даются буквально единицам. Я знал его еще мальчишкой, он часто приходил к нам домой - потолковать о джазе, и я счастлив, что он принял участие в записи «Волшебного часа».

«Тот факт, что вся эта троица - еще совсем юные музыканты, - продолжает Уинтон Марсалис, - для меня еще одно подтверждение высказывания Пикассо: «Если искусство не живет в настоящем, оно не имеет права называться искусством». Иными словами, если впечатляло и было живым когда-то, оно никогда не умирает и всегда должно впечатлять».

XS
SM
MD
LG