«Божий дар» и яичница
«Не путать Божий дар с яичницей»: это крылатое выражение вспомнилось после того, как я посмотрел новый триллер Godsend, что в буквальном переводе как раз и значит «Божий дар» (в российский прокат выходит под названием «Другой»).
Даром Божьим в данном случае является крошка Адам, который рождается у четы Данкенов - Пола (Грег Киннир) и Джесси (Ребекка Ромейн-Стамос).
Рождение ребенка – дело обычное. Но не в этом заштампованном голливудском фильме. По сюжету (сценарий Марка Бомбека) Адам рождается в результате подпольной процедуры клонирования человека. Он должен заменить Данкенам, находящимся в глубоком отчаянии, сына-школьника Адама (Камерон Брайт), попавшего под машину. Для этого Данкены должны, после понятных и драматургически обоснованных переживаний, заключить фаустовский союз с дьяволом. В их случае дьявол является в благородном облике ученого-доброжелателя доктора Ричарда Уэллса (Роберт Де Ниро).
По никак не объясненной в фильме случайности Джесси когда-то училась у доктора Уэллса. Но мы так никогда и не узнаем, есть ли у нее какая-нибудь профессия. Для нас она на протяжении всего фильма останется страдающей матерью. Зато Пол удобно наделен автором очень подходящей для сюжета профессией: он преподаватель биологии в старших классах. То есть разбирается в клетках, генах и прочем псевдонаучном воляпюке, которым полна картина.
Идею в художественной форме проанализировать проблему клонирования с моральной и этической стороны можно только приветствовать. Действительно, сегодня клонировали овечку Долли, а завтра клонируют человека. Наверняка в тиши каких-то лабораторий если не в Америке, то в других странах коллеги доктора Уэллса работают над тем, чтобы создать из пробирки человека, идентичного другому человеку.
В фильме «новый» Адам внешне - копия погибшего мальчика. Но юный актер Камерон Брайт играет монстра, созданного современным доктором Франкенштейном-Уэллсом. За вполне невинной внешностью ребенка скрывается чудовище, готовое терроризировать и даже убивать всех, кто его окружает, или как минимум - по воле режиссера-британца Ника Хэмма - пугать зрителей досмерти. Крики испуга в зале возможны, но это будет результатом проверенных в сотнях других триллеров штампов.
После нескольких довольно неуклюжих попыток фильм прекращает усилия сколько-нибудь серьезно рассмотреть моральную проблему клонирования и скатывается на привычные рельсы типовой «страшилки».
Если поначалу метаморфоза Адама из ангелоподобного ребенка в чудовище занимает внимание благодаря талантливому перевоплощению Камерона Брайта, то чем дальше, тем меньше нам интересен этот типаж, потому что он ведет себя не столько как жертва неудачного научного эксперимента, сколько как обычный социопат.
Тем более - нам удобно подкидывают объяснение происходящего: оказывается, доктор Уэллс подсадил к клеткам погибшего Адама Данкена элементы дезоксирибонуклеинового кода (ДНК) своего погибшего сына, психопата и убийцы Закари Кларка Уэллса (Девон Бостик). И ларчик слишком просто открывается. Вместо того, чтобы ужасаться возможным опасным последствиям клонирования, мы спокойно констатируем: клетки Закари взяли верх и мальчик родился монстром.
В фильме также заявлена, но абсолютно не разработана тема страданий доктора Уэллса как отца, потерявшего сына. Так, как доктора играет Роберт Де Ниро, персонаж не похож на злодея, который хочет воспроизвести чудовище, сжигавшее школу и терроризировавшее окружающих. Нет, доктор Уэллс показан как этакий кабинетный ученый с академической бородкой, испытывающий к «новому» Адаму отцовские чувства. Правда, его домашний кабинет обставлен и снят (оператор Крамер Моргентау) в готическом стиле, что должно намекать на темные замыслы доктора.
Когда отец Адама-биолог раскрывает мрачную тайну рождения своего сына и требует ответа от доктора Уэллса, тот начинает себя вести как банальный преступник и бежит от ответственности. Раненый им и оставленный без сознания в горящей церкви (!), Пол удобно оказывается в последнюю минуту в лесной сторожке, где Адам готовится убить свою мать, и спасает Джесси.
Затягивая действие, авторы создают искусственный конец фильма, намекающий на возможность продолжения этой не слишком интересной истории.
Но зачем ее продолжать?! Эксперимент с яйцеклеткой в фильме не удался. Как и сам фильм, в котором Божий дар и предупреждение не вмешиваться в естественный ход вещей перепутали с той самой пресловутой яичницей.