Линки доступности

Китай и северокорейская проблема<BR>Мнение эксперта - 2004-04-20


Острота событий на Ближнем Востоке отодвинула как бы на второй план линию противостояния «оси зла» на Корейском полуострове. Многосторонние переговоры по северокорейской ядерной программе находятся в подвешенном состоянии. Лидер КНДР Ким Чен Ир отправился в Пекин, как многие полагают, в попытке разыграть «китайскую карту» против остальных своих соседей. Реалистично ли ожидать дипломатического решения затянувшегося кризиса вокруг ядерной программы Северной Кореи? С таким вопросом «Голос Америки» обратился к эксперту по Дальнему Востоку, бывшему послу Соединенных Штатов в Пекине Джеймсу Лилли.

«У северокорейцев нет шансов на выигрыш, - говорит Лилли. - С ними все кончено. Китайцы, русские, японцы, южные корейцы и мы твердо намерены добиваться ликвидации ядерного оружия Северной Кореи и проведения там экономической реформы. Мы согласовали многосторонний подход, отказавшись от идеи превентивного удара. Ким Чен Иру остается лишь взывать к «братским чувствам» китайцев. На словах Пекин, возможно, выразит социалистическую солидарность. Но в реальности останется на согласованных с нами позициях». «Северокорейцы, по всей видимости, попытаются завязать с Китаем какой-то бизнес, - продолжал посол Лилли. - Но они делают это крайне бездарно. В прошлый раз Ким Чен Ир нашел в Шанхае какого-то проходимца и назначил его управлять свободной экономической зоной на китайской границе. Сейчас этот жулик приговорен в КНР к 17 годам тюрьмы за подкуп должностных лиц».

На чем строятся отношения КНР с беспокойным корейским соседом? Джеймс Лилли считает, что Китай будет и дальше проводить в отношении КНДР мягкую линию, которую, пожалуй, можно сформулировать так: «Купить легче, чем бить». «В Пекине мне в открытую говорили: северокорейцев надо подкупать, - продолжает эксперт. - И в 90 годы мы щедро раскошеливались. Мы поставили им продовольствия на 640 миллионов долларов, на миллиард долларов – нефти, плюс - два легководных ядерных реактора. Но Пхеньян упорно обманывал нас. Поэтому на сей раз мы твердо настаиваем на достоверной проверке, и китайцы нас поддерживают.

Какие условия предлагаются КНДР? «Схематично это выглядит так, - отвечает Лилли. - Северная Корея получает пакет помощи в виде продовольствия, нефти, одежды и совместных предприятий по переоснащению своего промышленного сектора. Взамен они соглашаются на неограниченные проверки всех своих ядерных объектов. Это первый этап. Если он будет выполнен, мы пойдем дальше… Конечно, они могут спрятать в горах три-четыре ядерных заряда, и тут ничего не поделаешь. Но мы окажется в состоянии пресечь передачу ядерных материалов странам-изгоям и террористическим группировкам. А это - главная цель».

На последних выборах в Южной Корее победила партия «Ури», выступающая за сближение с Севером. В какой мере это может повлиять на ведение дел с КНДР? По мнению Джеймса Лилли, в Южной Корее произошло следующее: страна живет идеей, что братьям, живущим на Севере, надо давать больше, не получая ничего взамен. Партия «Ури» хочет объединить железные дороги и автострады, создать единую энергетическую сеть, одним словом - максимально приблизить к себе отторгнутую часть страны.

«Но у любого правительства Южной Кореи нет сомнений, что программа ядерных вооружений, проводимая коммунистами, должна быть прекращена, - отмечает бывший посол США в Пекине. - Об этом нам говорили и президент, и новый министр иностранных дел.

XS
SM
MD
LG