Неспособность ЦРУ и ФБР предотвратить нападение на США 11 сентября 2001 года с новой силой поставила вопрос о необходимости реформы американских разведслужб. Однако изменить привычный образ действия разведывательных организаций и характер их взаимного сотрудничества - дело нелегкое.
Нападение 11 сентября было задумано и спланировано за границей, но подготовлено и осуществлено на территории США. Однако ни Центральное разведывательное управление, которое занимается внешней разведкой, ни Федеральное бюро расследований, отвечающее за внутреннюю разведку, не смогли раскрыть заговор.
Необходимость реформ очевидна для всех, включая президента Буша, но их конкретные очертания пока еще неясны. Все сходятся на том, что ЦРУ и ФБР должны работать в тандеме. «Сотрудничество двух смежных организаций необходимо, потому что теракты являются, как преступлением, так и угрозой национальной безопасности. В борьбе с терроризмом должны быть задействованы все элементы государственной структуры - правоохранительные, разведывательные, дипломатические, экономические...» - говорит специалист по внутренней разведке и контртерроризму исследовательской службы Конгресса Тодд Масси.
Но это легче сказать, чем сделать. На протяжении всей своей истории ФБР (которое в первую очередь является правоохранительным учреждением) и ЦРУ с большим недоверием относились друг к другу. Как говорят бывшие сотрудники обоих агентств, полицейские не переносят шпионов, а шпионы не верят полицейским. Отношения еще больше ухудшились в связи с разоблачением двух крупных шпионов в обоих агентствах - Олдрича Эймса в ЦРУ и Роберта Хансена в отделе контрразведки ФБР.
В отличие от многих других стран, в США функции внутренней и внешней разведки четко разделены. Само создание Центрального разведывательного управления в 1947 году вызвало резкое недовольство многих американцев, увидевших в нем американский вариант гестапо. Поэтому по закону ЦРУ лишено права проводить операции на территории США, и внутренняя разведка отдана в ведение ФБР.
Уникальным пониманием проблемы обладает Джон Макгаффин, поскольку в разные годы он занимал руководящие посты в обоих агентствах - заместителя директора по оперативной работе в ЦРУ и специального советника директора в ФБР. Для улучшения взаимодействия ФБР и ЦРУ, говорит он, было испробовано даже «перекрестное опыление»: фэбээровцев командировали на время в ЦРУ, а цээрушников - в ФБР. Но из этой затеи ничего не вышло в силу фундаментальных культурных различий между полицейскими и шпионами.
«Программу прозвали «обмен заложниками», - вспоминает Макгаффин. - Поначалу в ней был задействован только высший эшелон обоих агентств. Но взаимопонимания это не прибавило. Тогда подключили сотрудников среднего звена. Но и это не помогло. Одиннадцатое сентября произошло, несмотря на то, что в ФБР было достаточно цээрушников, а в ЦРУ - фэбээровцев».
Некоторые аналитики считают, что принципиальные различия менталитета полицейских и шпионов преодолеть невозможно, и посему призывают к вычленению внутренней разведки в отдельное ведомство. Но многие специалисты - в первую нынешние и бывшие руководители ФБР - утверждают, что это было бы непростительной ошибкой: «Американцы не потерпят появление в стране секретной полиции - даже в том случае, если ее действия будут строго ограничены конституционными гарантиями защиты граждан от произвола властей», - говорит бывший директор ФБР Луис Фри.
Исследовательская служба Конгресса только что опубликовала отчет, в котором предлагается пять вариантов реформирования внутренней разведки - от усиления разведывательного департамента ФБР до полного лишения ФБР разведывательных функций.
Президент Буш пока не высказывает своего мнения. Он говорит, что принимать решения следует только после того, как закончится работа независимой комиссии, расследующей обстоятельства 11 сентября, и Конгресс представит свои рекомендации.