Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-04-16


Между триллером и драмой

C первых же кадров нового фильма «Man on Fire» (выходящем в российский прокат под названием «В огне») становится ясно, что одним из главных действующих лиц картины будет ее стиль. Этого даже ожидаешь, потому что режиссер Тони Скотт известен как один из ярких стилистов кинематографа. В отличие от своего более прославленного брата Ридли Скотта («Гладиатор») Тони Скотт свое тонкое чувство стиля пока не поставил на службу высокому искусству. Тем не менее его коммерческая продукция («Шпионские игры», «Враг государства») выделяется на фоне стандартного голливудского потока, в котором не представляется возможности отличить почерк одного режиссера от другого.

В данном случае разнообразные стилевые приемы работают по-разному. Иногда они служат сюжету, иногда - отвлекают от него. Рубленный монтаж, зернистая и вирированная пленка помогают, например, создать гнетущую, удушливую и опасную атмосферу высокогорного и загазованного Мехико - столицы Мексики, где разворачивается действие картины.

Сюжет основан на биче латиноамериканских стран - похищении людей. В данном случае - ради денежного выкупа. Нам сообщают, что по Мехико прокатилась волна похищений, включая детей богатых граждан. Те, у кого еще не было телохранителей, спешат найти таковых.

Богатый промышленник Сэмюэл Рамос (Марк Энтони) и его жена-американка Лиза (Рада Митчелл) нанимают телохранителя для своей девятилетней дочери Питы (Дакота Фэннинг). Это Джон Кризи (Дэнзел Вашингтон) - разочарованный в жизни и людях бывший американский спецназовец, или агент ЦРУ, или то и другое вместе (мы так и не узнаем всей правды о нем).

Вашингтон создает образ человека, сжигаемого изнутри воспоминаниями, которые (ко благу картины) не приходят в виде ретроспекций, столь типичных для фильмов последнего времени: горящие хижины, плачущие дети во Вьетнаме, Анголе, Косово, Ираке... Список можно продолжить.

С другой стороны, на актера, лишенного монтажных подпорок, ложится нелегкая задача создания психологического портрета самыми скупыми средствами.

Опытный сценарист Брайан Хелгеланд («Секреты Лос-Анджелеса», недавняя «Таинственная река») умело сбалансировал эмоциональную блокировку героя Вашингтона детской открытостью и доверчивостью Питы. Дакота Фэннинг, самая талантливая из американских детей-актеров, оказывается достойным партнером лауреату «Оскара» Вашингтону. Благодаря ей долгая по экранному времени картина на время становится из триллера драмой отношений двух по-разному одиноких людей.

Пита, окруженная богатством, тем не менее чувствует себя как птица в золотой клетке. Она тянется к Кризи, который поначалу не хочет выходить за рамки профессиональных обязанностей, но постепенно становится для Питы чем-то вроде второго отца. Поэтому когда (как это можно было легко предвидеть) Питу похищают и, предположительно, убивают из-за срыва сделки по выкупу, Кризи становится одиноким мстителем в чужой стране.

С этого момента фильм превращается в более стандартный боевик, а герой Вашингтона из разочарованного, но морального воина - в зверя, равного по жестокости своим врагам. Актер в финальной части фильма больше похож на свой персонаж из фильма «Тренировочный день» (за который Вашингтон и получил «Оскар»). Он ради мести за девочку готов не только убивать, но и зверски пытать людей методами, которыми, судя по шрамам на теле, когда-то пытали его. Это, кстати, сравнительно новая тенденция в американском кино, где раньше главный герой был всегда носителем высшей морали и справедливости.

Тяжелый натурализм некоторых сцен несколько скрашивается стилистическими приемами, схожими с недавними находками молодого латиноамериканского кино («Сука-любовь») или содерберговского «Траффика». Но к самому финалу фильм возвращается в русло драмы и благодаря этому не оставляет послевкусия очередного боевика, где герой - одинокий волк воюет один против всех.

Не приходится думать также и о довольно типичном для фильмов Голливуда «бремени белого человека» и его превосходстве над всеми остальными. Дэнзел Вашингтон - темнокожий актер. В фильме, правда, это обстоятельство никак не обыгрывается.

XS
SM
MD
LG