Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 84 - 2004-03-28


Записи, звучащие в программе:

“Magnolia Triangle”. Дж. Блэк
Эллис Марсалис - рояль; Брэндон Марсалис - саксофон; Роберт Херст - бас; Джейсон Марсалис - ударные
“Django”. Джон Льюис
“This Can't Be Love”. Роджерс, Харт
Эллис Марсалис - рояль; Рэджинал Уил - бас; Джейсон Марсалис - ударные
“Mozartin”. Алвин Батист

Что общего у Гарри Конника Джуниора, Теренса Бланчарда, Доналда Харрисона, Реджиналда Вилы, Марлона Джордана, Николаса Пэйтона и Кента Джордана?

И что отличает их от Уинтона Марсалиса (трубача), саксофониста Брэндона Марсалиса, тромбониста и продюсера Дэлфайо Марсалиса и, наконец, ударника Джейсона Марсалиса?

Последние называют музыканта, о котором пойдет речь, папой, потому что он их родной отец. И потому, что выросли они под его бережной отцовской опекой.

Что до тех, кого я назвала сначала, то и они называют его «папой», и это и есть то общее, о котором я спрашиваю, причем называют не по праву родства кровного, а по праву родства духовного. Как и многие другие джазисты, они обязаны человеку, по имени Эллис Марсалис отцовской заботой и любовью.

Когда говорят, что он их воспитал, имеют в виду не только непосредственную педагогическую деятельность Марсалиса, но и то огромное влияние, которое он оказал и оказывает на своих учеников и соратников по искусству - и как музыкант, и как человек высочайших моральных принципов.

Сегодня я решила, в отличие от многих наших джазовых встреч, когда его имя упоминалось в связи с его педагогической деятельностью, посвятить ему эту, прежде всего, как замечательному музыканту

Во время записи диска “Whistle stop”, в который вошла композиция, открывшая программу, он был уже вполне взрослым» человеком - ему было восемнадцать. (Чуть позже прозвучит фрагмент композиции, тоже с его участием, где ему - всего четырнадцать). Автор композиции - знаменитый ударник Джеймс Блэк

Этот альбом сам Марсалис, который любит работать с большими составами и склонен к большим музыкальным формам, называет квинтэссенцией того, что им сделано в малом формате, в составе квартета.

Кстати, большинство композиций в этом диске отсылают нас к шестидесятым годам и знаменитым музыкантам тех лет. «К тем временам, - говорит Эллис Марсалис, - когда я постигал науку музыки через одну из самых удивительных ее форм - джаз».

Марсалиса часто называют «мастером модерного фортепьяно».

Композиция Льюиса «Джанго» из диска «Сольное фортепьяно в Ми мажоре» была сделана 24 июля 1986 года, во время прощального вечера в новоорлеанском концертном зале “Orpheum”, в связи с переездом Марсалиса из Нового Орлеана в Ричмонд, в Западной Вирджинии.

Хотя Марсалиса называют «патриархом» джаза, на самом деле ему, по нынешним понятиям (во всяком случае, джазовым) не так уж много лет: он родился 14 ноября 1934 года в Новом Орлеане и здесь же провел большую часть своей жизни. Здесь, в 63 году вышла его первая сольная пластинка на фирме “A.F.O”.

Порой он довольно надолго покидал свой город, гастролируя и в Соединенных Штатах, и в Европе; некоторое время работал в Калифорнии; но домом для него всегда оставался Новый Орлеан.

Я упомянула о прощальном концерте Марсалиса в связи с его переездом в Ричмонд… Но разлука с любимым городом продолжалась недолго: отъезд Марсалиса имел в Новом Орлеане такой сильнейший резонанс - и среди профессионалов, и среди многочисленных почитателей его таланта (буквально по пословице «Что имеем - не храним, а, потерявши – плачем»), что уже в 89 году Эллис Марсалис вернулся в родные пенаты и возглавил факультет джазовой музыки Университета Нового Орлеана.

Я отсылаю вас к джазовой программе, посвященной присвоению этой кафедре имени Марсалиса и диску, в который вошло выступление Эллиса Марсалиса со всеми своими сыновьями по этому случаю.

К тому времени, когда в четырнадцать лет Эллис сделал упомянутую мной запись песенки Роджерса и Харта «Не может быть, что это любовь», ставшей джазовым стандартом, у него уже был семилетний стаж выступлений в клубах Нового Орлеана.

Рассказывают, что когда старший сын Эллиса Марсалиса, Уинтон, работал со знаменитым ансамблем Арта Блэйки “Jazz Messengers”, во время одного из выступлений в клубе «Бубба» во Флориде, за рояль «присел» его отец. Когда отзвучала последняя нота импровизации, Блейки не удержался и воскликнул: «Ну, не удивителен ли он?!».

Он и впрямь удивителен.

Программу завершит композиция Алвина Батиста из диска “Twelve’s It”. В названии, кстати, ничего загадочного нет: это размер композиции, давшей диску название.

Роланд Гуэрин - бас; Джейсон Марсалис - ударные. За роялем - Эллис Марсалис, во всем ищущий новое и неожиданное звучание и никогда не утрачивающий связи с традициями своего родного «Города полумесяца» - Нового Орлеана.

XS
SM
MD
LG