Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-03-26


«Замочить старушонку»

Есть голливудское кино, есть кино независимое, а есть кино братьев Коэнов. Они - сами по себе жанр, или, если говорить на сегодняшнем «русском языке», - брэнд. В том, может быть, смысле, что их герои, как правило, ведут себя так, как будто они сбрендили. Тронулись, сдвинулись, сошли с ума. Или, точнее, у них никогда этого самого ума и не было.

Но, к счастью, этими героями всегда умело управляют очень умные режиссеры и сценаристы Джоэл и Итан Коэны. Особенно успешны они, когда создают на экране гротескные феерии, выношенные ими, как художниками. И тогда появляются картины типа «Фарго», «Бартон Финк», «Большой Лебовски».

А бывает, что братья Коэны выступают в роли наемных специалистов и пишут материал для других режиссеров. И тогда результат оказывается довольно смешанным. Особенно если братья соглашаются сами поставить сценарий, написанный ими для кого-то другого.

Странности американского кинопроцесса привели к тому, что Коэны два раза подряд поставили картины, которые писали для других режиссеров. Это их предыдущая комедия «Невыносимая жестокость», которую не спасло от коммерческой и творческой неудачи даже участие в ней двух самых красивых и при этом талантливых актеров Джорджа Клуни и Кэтрин Зеты-Джонс.

И вот теперь появилась комедия «The Ladykillers» [выходящая в российский прокат под названием «Игры джентльменов»]. Но это не новая версия истории о том, как Раскольников убил старушку-процентщицу, а комедийный римейк одноименного английского фильма 1955 года. В той картине, которую никто сегодня не помнит, главную роль играл замечательный английский актер Алек Гиннес. В картине братьев Коэнов эту роль примерил на себя американский актер Том Хэнкс, который также не нуждается в особом представлении.

Возможно, как дань английскому оригиналу и сэру Гиннесу, Хэнкс в фильме изъясняется на этаком псевдобританском воляпюке, которым его персонаж, выдающий себя за профессора поэзии античности, доктора философии Голдтвайта Хиггинсона Дорра, маскирует свои истинные намерения - ограбить кассу плавучего казино на реке Миссисипи.

Для этого Дорр снимает комнату у пожилой чернокожей женщины миссис Мансон (Ирма Холл), чей дом находится вблизи от причала, где стоит корабль-казино. Под видом репетиций оркестра камерной (чувствуете иронию?!) музыки Дорр (он еще и музыкант!) каждый день приводит в подвал дома членов своей банды. Эта группа, где один действительно тупей другого, должна прорыть из подвала туннель к казино и ограбив кассу вынести деньги из не вызывающего подозрения дома миссис Мансон.

Но простодушная миссис Мансон начинает подозревать что-то неладное, и банда Дорра решает ее физически устранить. Что, как и полагается в комедии, оказывается совсем непросто - как непросто оказывается для братьев Коэнов поднять этот банальный материал до своего уровня.

Начну, увы, с того, что Том Хэнкс, давно не игравший в комедии, явно пережимает с гротескностью своего персонажа. Его «профессор» Дорр как будто бы, не переодеваясь, прибыл в картину из дешевого водевиля XIX века.

Более органичным в фильме смотрится чернокожий комедиант Марлон Вайанс, играющий одного из грабителей - Гавайна Максэма. Актер смело высмеивает расовые стереотипы, не боясь, как и авторы, обвинений в политической некорректности. Глупость, показывают нам, - явление, не знающее расовых границ. Во всех сценах, где появляется Вайанс, он «перетягивает одеяло на себя», не милуя даже самого Тома Хэнкса.

Что братьям Коэнам удается лучше всего в этом добротном, но среднем по классу фильме, - это передать ритмы и состояния американского юга с его расовым симбиозом, с его душной, влажной и тягучей атмосферой. В первую очередь за это надо благодарить актрису Ирму Холл, которая в фильме является воплощением южного духа, как Фрэнсис Макдорманд была в «Фарго» квинтэссенцией заснеженного и холодного Среднего Запада.

Во всех работах братьев Коэнов всегда важнее не то, о чем фильм, а то, как он сделан. Так и в «Замочить старушонку» (как я - опять-таки в духе русского новояза - перевел бы название) история сама по себе довольно банальна. Но надежда на то, что эта банальность будет перебита оригинальностью режиссуры и актерской игры, почти не оправдывается.

Там и сям видна привычная крепкая рука братьев Коэнов, особенно в некоторых визуальных решениях (оператор Роджер Дикинс), но даже макабрический, в их стиле, финал не спасает от чувства разочарования по поводу того, что талантливые художники разменялись на голливудскую мелочь.

XS
SM
MD
LG