Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 83 - 2004-03-22


Записи, звучащие в программе:

“Trinkle Tinkle”. Телониус Монк
Джошуа Рэдман - тенор саксофон; Кевин Хейс - рояль; Крисчиан Макбрайд - бас; Кларенс Пенн - ударные
“Tears in Heaven”. Клаптон, Дженнингс
“Body And Soul”. Джон Грин, Эдвард Хэйман, Роберт Саур
“Just In Time”. Стайн, Грин, Комден
Питер Мартино - рояль; Кристофер Томас - бас; Брайан Блейд - ударные

Сегодня мы продолжаем знакомство с саксофонистом Джошуа Рэдманом, одним из самых значительных музыкантов поколения, пришедшего в джаз после Уинтона Марсалиса, с которого начался феномен «молодых львов».

В именной дебютный альбом музыканта была включена композиция Монка «Тринкл тинкл».

Имя Телониуса Монка сыграло в жизни Рэдмана вполне судьбоносную роль: не прими он участия в конкурсе имени выдающегося джазового пианиста и композитора и, кто знает - нам, возможно, не пришлось бы сегодня слушать его диски и изумляться тому мастерству и зрелости, которые он проявил уже в первом их них, записанном в возрасте 24 лет.

Вообще, если проследить все извивы и повороты жизни Рэдмана, может возникнуть ощущение, что он только и делал, что всеми силами сопротивлялся тому, что ему было написано на роду. Родился Джошуа 69 году, первого февраля в калифорнийском городе Беркли. Отец его, известный саксофонист Дюи Рэдман постоянно разъезжал и лишь изредка появлялся в Беркли, когда там выпадал один-другой «гиг». Растила Джошуа мать, к которой он, кстати, обратился в буклете первого диска со следующими словами: «Моей матери, Рене Шедрофф, которая всегда горячо поддерживала меня, была безупречным советчиком и главным источником вдохновения».

В пять лет Рене Шедрофф определила Джошуа в классы индонезийской и индейской музыки в Международный центр в Беркли. Дома, естественно, постоянно звучали записи отца, Дюи Рэдмана, Джона Колтрейна (с ним, кстати, Джошуа часто сравнивают), Риты Фрэнклин, Моцарта, Отиса Реддинга.

После экспериментов с гитарой, фортепьяно и саксофоном, в десять лет Джошуа выбирает последний. Овладев инструментом, он, к великому изумлению окружающих, начинает уделять джазу все меньше и меньше внимания, увлекается популярной музыкой и роком. В старших классах Джошуа практически прекращает играть на саксофоне и целиком посвящает себя учебе, заканчивает школу круглым отличником, первым в своем классе, и в 87 году поступает в Гарвард. Хотя здесь он начинает играть в студенческом оркестре, но это, по его словам, было «игрой» в смысле развлечения, а не игрой в смысле музыки.

Но зато в эти годы он снова начинает слушать больших джазовых мастеров, вбирать в себя музыку Чарли Паркера, Бена Уэбстера, Стенли Террентина, Джо Хендерсона. Я уже упомянула в предыдущей встрече, что в Гарварде он даже слывет джазовым снобом: ничего кроме джаза для него не существует.

Кончает он университет опять-таки с отличием и получает диплом в области общественных наук. Хотя в это время он частенько принимает участие в джазовых импровизационных сходках - «сэшен» - намерения заниматься музыкой профессионально он не обнаруживает и поступает на юридический факультет Йельского университета. До начала занятий - еще несколько месяцев. Неожиданно для самого себя Джошуа решает повременить с учебой год и в июне 91 приезжает в Нью-Йорк.

Здесь он вновь начинает играть и, чем больше играет, тем больше это занятие, по его словам, затягивает его, приносит все большее наслаждение и удовлетворение. Он находит поддержку и со стороны мастеров и, со стороны сверстников. И в 91 году становится участником конкурса, о котором я упомянула в самом начале программы. Выигрывает его, начинает играть с выдающимися мастерами и вслед за первым диском выпускает второй с показательным названием “Wish” - «Желание». «Мое желание заключалось в том, чтобы сыграть с этими замечательными мастерами. Я благодарен им за то, что они согласились помочь мне осуществить его», - говорил Рэдман об участниках записи - Пэте Метини, Чарли Хэйдене, и Билли Хиггинсе.

«Оригинал, эклектик широчайшего диапазона, ориентированный на ансамблевость звучания и отличающийся ярким индивидуальным голосом, знаток музыки прошлого, наделенный острым чувством современности, способный пользоваться всеми доступными музыкальными средствами, черпать из всех источников, и делать все, что он делает, абсолютно «своим», - так писал один из критиков о диске “Wish”.

И это - о музыканте, которому всего-то в ту пору было двадцать четыре года. Сейчас, когда за плечами у Джошуа шесть дисков, когда за ним утвердилась репутация серьезного, глубокого музыканта и саксофониста-виртуоза, я хочу привести его слова о джазе, которые вполне можно считать его Декларацией или - любовным монологом, объектом которого является Джаз.

«Суть джаза - не в технических деталях, гармонических находках или ритмических новациях.
Джаз - это чувства, способность делиться ими.
Джаз - это душа, искренность и чистота.
Джаз обогащает вашу жизнь, возвышает ваш дух.
Джаз способен печалить и - воодушевлять, целить и вселять радость.
Джаз может заставить вас хлопать в ладоши, притопывать и трясти головой, а может загипнотизировать вас, лишить способности двигаться и говорить.
Джаз может быть нежным и страстным, воздушным и мощным, холодным и горячим, ярким и мрачным.
Но он всегда взывает к нашему сердцу.
Джаз трогает, волнует и будоражит нас.

Все-таки годы в Гарварде даром не прошли, как считаете? Ибо выразительна не только игра Рэдмана, но облаченные им в слова мысли…

XS
SM
MD
LG