Линки доступности

Проблемы, волнующие американцев: «Страсти Христовы» Мела Гибсона - 2004-03-04


На прошлой неделе состоялась премьера долгожданного и вызвавшего многочисленные споры фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Религиозный фильм, сразу же побивший все кассовые рекорды, продолжает оставаться одной из главных тем не только американских СМИ, но и мировой печати. В день премьеры фильм, повествующий о последних двенадцати часах жизни Иисуса Христа, демонстрировался сразу в 2800 кинотеатров Америки.

Споры вокруг фильма разгорелись почти сразу после того, как Гибсон приступил к съемкам. Многие продолжают высказывать опасения, что трактовка событий, предложенная Гибсоном, в силу его личных религиозных воззрений может значительно отличаться от общепринятой и вызвать волну антисемитизма.

Фильм, сценарий которого основан на четырех канонических евангелиях (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), вызвал самые резкие протесты со стороны еврейской общественности, а также осторожное отношение Римско-католической церкви, опасающейся, что «Страсти Христовы» могут спровоцировать межнациональную и межконфессиональную напряженность. Многочисленные натуралистические подробности картины, визуально стилизованные под полотна художника эпохи Возрождения Караваджо, вызвали обеспокоенность американских психологов, которые рекомендуют не показывать фильм маленьким детям.

Однако церковные общины США безоговорочно поддержали «Страсти Христовы». Некоторые американские священнослужители скупали билеты для своих прихожан. Христианские активисты надеются, что фильм Гибсона вызовет волну интереса к Евангелию и личности Иисуса.

В то же время большинство ведущих американских периодических изданий крайне отрицательно отзываются о фильме. Выходящая в Балтиморе газета «Сан» пишет, что Гибсон, уделив слишком много внимания физическим страданиям Христа, допустил немало исторических неточностей, указывающих якобы на вину евреев за смерть Христа. В подтверждение авторы статьи ссылаются на кадры, в которых предавший Иисуса иудейскому Синедриону апостол Иуда попадает в кольцо беснующихся еврейских мальчишек. Их искаженные гримасами лица превращаются то и дело в лица гротескных гномов. «Зачем это было нужно Гибсону?» - риторически спрашивает газета.

Обозреватель газеты «Бостон глоб» Джефф Джакоби задает другой риторический вопрос - следует ли считать фильм Мела Гибсона антисемитским? Автор статьи (сам, как он сообщает, верующий еврей) пишет, что многое, что говорится о евреях в Новом Завете, исторически ошибочно. Но вместе с тем, подчеркивает он, - «я не могу назвать антисемитом христианина, который искренне верует в правду Библии. И я не собираюсь оклеветать Мела Гибсона как человека, ненавидящего евреев».

Столичная «Вашингтон пост» считает, что фильм «Страсти Христовы» нанесет ущерб иудео-христианскому диалогу и десятилетним усилиям теологов, которым удалось убедить христиан в том, что евреи не несут ответственность за смерть Христа.

Видный еврейский обозреватель и ортодоксальный раввин Дэниэл Лапин, в статье, опубликованной в еженедельном журнале «Нэшнл ревью», пишет, что самозванные, как он считает, защитники интересов иудейской общины, выступающие с резкой критикой фильма Мела Гибсона, оказывают медвежью услугу своим братьям и сестрам по вере. Лапин утверждает, что самые рьяные еврейские критики фильма Гибсона не имеют на это морального права. Автор далее вспоминает ряд проведенных в последние годы кощунственных культурных мероприятий, направленных против христианства, указывая, что никто из видных еврейских общественных деятелей не поднял против них голос протеста.

Раввин Лапин считает, что в настоящее время самой большой опасностью для евреев во всем мире является мусульманский фундаментализм. В заключение он пишет, что в борьбе с исламским фанатизмом самыми надежными союзниками Израиля являются христиане, и потому евреям лучше развивать и укреплять дружбу с ними, а не обрушиваться с критикой на неправильно понятый ими фильм, перед которым благоговейно склоняются большинство христиан.

Обзор подготовил Виктор Потапов.

XS
SM
MD
LG