Линки доступности

Обзор печати от 22 февраля 2004 г. - 2004-02-22


Шестнадцатого февраля исполнилось сто лет старейшему американскому дипломату, историку и мемуаристу Джорджу Кеннану. Юбиляр вместе с супругой давно уже живет в университетском городке Принстоне, где он долгие годы преподавал в знаменитом местном университете, одном из самых престижных высших заведений Америки. В понедельник в Принстоне состоится его официальное чествование, на которое съезжаются почетные гости из многих американских штатов и стран мира. Специально прибывает на торжества из Вашингтона государственный секретарь Колин Пауэлл. А пока различные издания публикуют материалы по случаю этого события и вспоминают о критически важной роли Джорджа Кеннана в истории американо-советских отношений.

«Большинству американцев имя Джорджа Кеннана, возможно, ничего не говорит, - пишет «Трентон таймс». - Названия двух составленных им политических документов, сыгравших историческую роль, легко спутать с названиями детективных романов Роберта Лэдлэма. А между тем именно они были положены в основу политики сдерживания, которую Соединенные Штаты проводили по отношению к Советскому Союзу в годы холодной войны».

Авторы статей в «Нью-Йорк таймс» и «Трентон таймс» - Даглас Бринкли и Роберт Стерн - напоминают читателям историю появления этих документов на свет и останавливаются на узловых моментах богатой событиями биографии юбиляра.

Жизнь Джорджа Кеннана тесно связана с Принстонским университетом, который он окончил в 1925 году. В тридцатые годы Кеннан поступил на дипломатическую службу и накануне Второй мировой войны занимал пост в американском посольстве в Берлине. «В последние пять месяцев перед войной нацисты фактически держали Кеннана и других сотрудников посольства под домашним арестом», - пишет «Трентон таймс».

Во время войны Кеннан был переведен на работу в Москву и стал помощником посла Аверелла Гарримана. После победы над Германией Сталин круто переменил курс и начал вынашивать планы коммунизации всего европейского континента. В политических кругах Вашингтона разглядеть эту «перемену декораций» поначалу не смогли. Кеннан одним из первых забил тревогу. Тогда и появились на свет его знаменитая «Длинная телеграмма» из восьми тысяч слов и статья «Истоки советского образа действий» за подписью «Экс» в ведущем внешнеполитическом журнале «Форин афферс». Кеннан изложил в них принципы «политики сдерживания» для противостояния советской экспансии в Европе.

«Именно эти документы были положены в основу провозглашенной в 1947 году «Доктрины Трумэна» и принятого в следующем году Плана Маршалла, - пишет «Трентон таймс». - Их целью было помочь странам Европы оправиться после войны и отразить угрозу захвата власти коммунистами».

«В «Длинной телеграмме» был дан сжатый анализ психологии действий советских вождей, - замечает «Нью-Йорк таймс». - «В основе невротического восприятия Кремлем проблем международной политики лежит традиционное российское ощущение уязвимости, - цитирует газета этот документ. - Оно является следствием многочисленных иностранных нашествий на Россию по европейской равнине, от которых невозможно защититься... Кремлевские вожди, и Сталин в первую очередь, начали терпеливую смертельную борьбу на полное уничтожение державы-конкурента (Соединенных Штатов). Идея сосуществования для них немыслима», - предостерегал Кеннан.

В пятьдесят втором году, в самый разгар холодной войны, Кеннан был назначен американским послом в Москве. Задержаться на этом посту ему удалось всего несколько месяцев. Посол и другие американские дипломаты были максимально ограничены в своих передвижениях и находились под пристальным наблюдением советских спецслужб. В интервью немецкому журналисту Кеннан сказал, что его жизнь в коммунистической Москве мало чем отличается от жизни «под колпаком» в нацистской Германии. «После этого советские власти объявили американского посла «персоной нон грата» и он был вынужден возвратиться в Вашингтон, - пишет «Трентон таймс». - Новый американский государственный секретарь Джон Фостер Даллес вынудил Кеннана уйти с дипломатической службы - он считал, что его идеи сдерживания Советского Союза слишком пассивны».

Наш сегодняшний обзор мы закончим статьей доцента кафедры истории университета Нотр-Дам Уилсона Мискэмбла в «Уолл-стрит джорнал». Автор статьи полемизирует с теми, кто причисляет юбиляра к выдающимся американским дипломатам. «Успехи Кеннана на дипломатической службе вряд ли можно поставить в один ряд с успехами Джона Квинси Адамса, Дина Ачесона или даже Генри Киссинджера», - замечает он.

О роли юбиляра в формулировании американской политики по отношению к Советскому Союзу после окончания Второй мировой войны Уилсон Мискэймбл отзывается так: «Джордж Кеннан выступал за сдерживание Советского Союза главным образом политическими и экономическими, а не военными средствами. Однако, в конечном итоге, президент Гарри Трумэн и государственный секретарь Дин Ачесон отвергли его рекомендации. Кеннан стяжал лавры в другой области, - говорится в статье. - Он зарекомендовал себя как талантливый и смелый публицист. Своими книгами и статьями он оказал заметное влияние на общественное мнение и косвенным образом на принятие политических решений. Не подлежит сомнению, что Кеннан, человек высоких моральных принципов и твердых убеждений, внес важный вклад в духовную жизнь нации».

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG