Линки доступности

Страны Балтии готовятся вступить в НАТО и Евросоюз - 2004-02-19


В мае нынешнего года НАТО и Евросоюз пополнятся новыми членами. Среди них - три бывшие советские республики Прибалтики. В какой мере это изменит политический ландшафт Европы?

Когда десять лет назад Венгрия, Польша и Чехия - бывшие члены Варшавского пакта - выразили желание вступить в НАТО, Москва отреагировала гневными угрозами. Сейчас присоединение к западному альянсу Латвии, Литвы и Эстонии не вызывает со стороны России открытых протестов. Бывший американский посол в Москве Джек Мэтлок, ныне преподающий политологию в Принстоне, объясняет это тем, что президент Путин и его министр иностранных дел прекрасно понимают, что они не в силах остановить нынешний раунд расширения НАТО.

«Кроме того, - продолжает Мэтлок, - в Кремле сознают, что этот процесс не обязательно идет вразрез с интересами России. Да, в стране есть националистические силы, которые изображают приближение НАТО к границам России как враждебный акт. Но, думаю, власти в Москве правильно оценивают ситуацию».

Директор Центра трансатлантических отношений при университете Джонса Хопкинса Дэниел Гамильтон согласен с такой оценкой. «Кремль, - говорит он, - хочет извлечь пользу из расширения ЕС, усматривая в появлении у себя под боком стабильной Европы богатый потенциал для торгового обмена и инвестиций».

Иного мнения придерживается директор Кеннановского института в Вашингтоне Блэр Рубл: «Со временем расширение Евросоюза негативно отразится на России, - считает он, - поскольку новая ситуация нарушит процветающую сейчас трансграничную торговлю и контакты. Евросоюз ревностно относится к своим границам и старается сделать их менее пористыми. Для России это обернется минусом».

Новые границы НАТО отрежут от территории России Калининградский анклав. Как будет осуществляться прямая связь с ним? Большинство аналитиков полагают, что это чисто техническая проблема и что ее удастся решить путем терпеливых переговоров. Некоторые, однако, считают, что Калининград может оказаться болезненной занозой.

Другим источником недовольства Кремля служит намерение НАТО переместить часть военных баз из Германии в Польшу, Румынию или Болгарию. Россия заявляет, что это нарушит прежние договоренности. На самом же деле, отмечает старший исследователь Совета по международным отношениям Стивен Сестанович, российская политическая элита понимает, что передислокация НАТО вызвана необходимостью противостояния новым угрозам мирового терроризма и радикального исламизма.

«Протесты русских по поводу новой географии базирования НАТО, по всей видимости, призваны напомнить: мы - серьезная страна, и с нами нельзя не считаться. Такая позиция, продиктованная уязвленным национальным самолюбием, близорука, - говорит Сестанович. - Она рискует подорвать доверие американцев и европейцев к России в качестве надежного партнера мировой политики».

Новая конфигурация, которую в мае примет НАТО и Евросоюз, не может не отразиться на настроениях в ближнем зарубежье. Некоторые из бывших советских республик уже выражают интерес к вступлению в западные структуры. Москва реагирует на такие настроения усилением экономического и политического давления; в особенности это касается Грузии, Молдовы и Украины.

Дальнейшее будет зависеть от психологии кремлевского руководства, и тут Стивен Сестанович видит обнадеживающие признаки: «В Москве приняли к сведению резко негативную реакцию со стороны Европы и США на прозрачные угрозы России в адрес ее соседей. В последнее время, мне кажется, российские лидеры проявляют в этой сфере больше реализма и задаются вопросом: действительно ли грубый нажим служит интересам России?»

Продолжая эту мысль, посол Мэтлок указывает, что желание бывших советских республик присоединиться к НАТО напрямую зависит от действий Москвы: «Если страны ближнего зарубежья увидят, что им угрожают или ведут против них подрывную деятельность, они захотят получить от НАТО какую-то защиту. В Грузии об этом говорят открыто. Но, насколько я знаю, ни в НАТО, ни в Вашингтоне на собираются торопить событий, учитывая остроту ситуации».

По мнению профессора Гамильтона из университета Джонса Хопкинса, появление у России и Западной Европы общей границы открывает широкие возможности для сотрудничества - от совместной борьбы с такими недугами, как СПИД и туберкулез, до коллективной защиты от терроризма и контроля над распространением оружия массового поражения, расширения торговли и капиталовложений.

«Думается, всем сторонам полезно помнить, что расширение НАТО и Евросоюза 1 мая не только дает повод для торжества, но и накладывает строгие обязательства. Лишь полное соблюдение принципов альянса принесет пользу жителям стран, входящим в него, - считает профессор Гамильтон. - Стабильное, безопасное соседство будет способствовать процветанию России, развеет у ее бывших сателлитов страхи времен «холодной войны» и побудит их смотреть на Россию новыми глазами».

Все аналитики сходятся в том, что потребуется немало усилий, терпения и решимости, прежде чем исторический раскол Европы действительно отойдет в прошлое.

XS
SM
MD
LG