Америка вступила в год выборов. В ноябре гражданам США предстоит избрать президента страны, полный состав Палаты представителей, часть Сената и губернаторов. Хотя в Америке существует множество партий, включая коммунистическую и национал-социалистическую, на практике электорат сделает выбор из кандидатов Демократической и Республиканской партий. Что влияет на волеизъявление избирателей? Чем отличаются программы республиканцев и демократов? Почему люди определенных социально-экономических, расовых и этнических групп отдают предпочтение той или иной партии? Эти вопросы «Голос Америки» адресовал нескольким политологам.
Демократическая партия была сформирована в 1828 году, а Республиканская - в 1854. С тех пор симпатии американского электората определяются следующим образом: около трети голосует за демократов и около трети - за республиканцев; треть избирателей остается независимой, и именно за их голоса идет борьба между главными политическими игроками.
Чем объясняется такая живучесть главных партий? Отвечает профессор политологии Северокаролинского университета Ферел Гиллори: «Почти с самого начала американской демократии успех двух партий обеспечивался наличием в них широких крыльев слева и справа. Это позволило людям разной идеологической направленности, разных экономических классов, расовых и этнических общин идентифицировать себя с демократами или республиканцами».
Другим фактором является способность обеих партий менять свой состав и принадлежность. Так, исторически республиканцы имели сильные позиции на более богатом индустриализованном севере Америки, а демократы - на более бедном сельском юге. Однако за последние 50 лет оплоты партий поменялись: демократы сейчас доминируют на севере, а республиканцы - на юге. Как отмечает профессор Калифорнийского университета Тад Кауссер, этот феномен был обусловлен переменами в партийной платформе: «Демократическая партия с начала 60 годов выступает за расширение роли государства, в особенности - в сферах социальной защиты, здравоохранения и так далее. Республиканцы, наоборот, делают упор на сокращении роли государства, снижении налогов и передаче социальных функций частному сектору. Помимо различий в оценке роли федеральных структур демократы и республиканцы расходятся по вопросам, представляющим важность для нынешних избирателей, - продолжает Кауссер. - Среди них - право женщин на аборт, смертная казнь, роль религии в жизни общества и так далее. Республиканская партия стремится придать своим ценностям силу закона. Демократы утверждают, что такое положение ущемит основные свободы американских граждан».
Еще одним яблоком раздора являются программы так называемых «аффирмативных действий». Демократы поддерживают предоставление расовым и другим меньшинствам преимуществ при получении образования и работы. Это привлекло к демократам голоса афроамериканцев, хотя исторически именно Республиканская партия и ее лидер - Авраам Линкольн - выступили инициаторами отмены рабства.
«Решающим моментом, - говорит Ферел Гиллори, - стал 65 год, когда президент Линдон Джонсон, демократ, подписал Закон об избирательном праве. Этим актом он привлек к политическому процессу миллионы черных американцев, которые были отстранены от него сегрегационными законами и обычаями, особенно на Юге».
Но как отмечает политолог Мичиганского университета Кеннет Колман, активизм демократов в предоставлении неграм гражданских прав стоил им голосов белых южан, перешедших на сторону республиканцев: «Раскол электората на Юге сегодня четко проходит по расовой границе. Белые, в массе, голосуют за республиканцев. Афроамериканцы - за демократов. В остальных частях страны такое деление не столь выражено. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что демократы считают себя защитниками интересов рабочего класса и людей с низкими доходами. Республиканцы же представляют скорее интересы бизнеса и состоятельных граждан. Их партия вобрала также христианских консерваторов».
В нынешнем избирательном цикле, как считают многие обозреватели, успех демократов будет зависеть от того, удастся ли им убедить белых южан в том, что их партия лучше представит интересы жителей этой части страны. Демократы будут фокусировать внимание на проблемах экономики. Кандидаты демократов уже подчеркивают, что при администрации Буша потеряли работу два миллиона триста тысяч американцев. «Особенно пострадал Юго-восток Соединенных Штатов в местах сосредоточения текстильной и мебельной промышленности, - продолжает профессор Гиллори. - Тамошние предприятия были переведены за границу, в страны с дешевой рабочей силой. Это сильно ударило по семьям небогатых белых избирателей. Демократы надеются найти среди них отклик своим программам. Республиканцы, наоборот, делают ставку на оздоровление экономики, рассчитывая, что оптимизм электората сохранит за ними Белый дом и обе палаты Конгресса».
Как бы то ни было, в обозримом будущем обе партии будут по-прежнему служить фундаментом американской политической жизни.