Двадцатипятилетие исламской революции в Иране ознаменовано ростом внутренней напряженности в этой стране. Растет народная поддержка реформам, но растет также и стремление сторонников твердой линии, в чьих руках сосредоточена большая власть, сохранить основные принципы исламской революции.
Президент-реформист Мохаммед Хатами прославляет исламскую революцию перед восторженной толпой в то самое время, когда его правительство пытается одержать верх в противостоянии с лидерами-исламистами. В январе консервативный Совет стражей исламской революции заблокировал тысячи сторонников реформ, чьи кандидатуры были выставлены на предстоящих на следующей неделе выборах в парламент. Это решение вызвало широкие протесты, привело к массовым отставкам членов правительства.
В последние годы избиратели все в большем числе голосуют за реформы. Президент Хатами, дважды избирался большинством в 70 процентов голосов, но его правительство не могло провести обещанные реформы.
Профессор политологии Каирского университета Хассан Нафаа утверждает, что консервативная часть руководства, в особенности Совет Стражей революции становится все более агрессивной: «Они считают себя стражами исламской революции, а либералов - теми, кто хочет пересечь границы дозволенного исламом. Консерваторы убеждены, что им следует быть еще более консервативными, чтобы успешнее защищать исламскую революцию в крайне неблагоприятной обстановке».
Исламская теократия в Иране обладает гораздо большей властью, чем избранные представители. Например, Совет стражей из 12 клириков и знатоков шариата назначается Верховным правителем Ирана аятоллой Али Хаменеи. Совет наделен полномочиями заблокировать любой закон, принятый парламентом, если он противоречит законам ислама.
По словам политолога Каирского университета Нивин Моссаад, конфликт, возникший между реформистами и консерваторами, сильно отличается от того, который привел к исламской революции 25 лет назад. Она говорит, что эти годы в Иране выросло новое поколение, не испытавшее тех страданий, которые привели к революции, и оно не разделяет ее ценностей.
Однако связь людей с исламом в Иране остается крепкой. Специалист по Ирану из каирского Центра политических и стратегических исследований Фахми Хауиди считает, что давление извне, такое, как начатая Вашингтоном кампания за демократию на Ближнем Востоке, и поддержка реформ, оказывает определенное влияние на динамику политической жизни Ирана: «Сегодня, в 2004 году, ситуация иная. Американское присутствие в регионе меняет все общественное настроение. В Иране исламская революция - это не только политика, но и религия. Люди могут быть недовольны режимом, но они считают, что, как правоверные мусульмане, они обязаны его защищать и поддерживать. Политический и религиозный аспекты входят в противоречие друг с другом».
Аналитики подчеркивают, что все иранские либералы, включая реформистов - порождение исламской революции. Так что, радикальные перемены могут произойти только после того, как к власти придет новое поколение.