Линки доступности

Иракское оружие массового поражения<BR>Мнение эксперта - 2004-02-10


Соединенные Штаты и Великобритания создали независимые комиссии для расследования достоверности разведданных о наличии у Саддама Хуссейна оружия массового поражения, которые послужили поводом для начала военных действий. Бывший глава американской группы экспертов, проводившей поиск ОМУ в Ираке, заявляет, что перед войной запрещенного оружия там нет и не было.

Тот факт, что оружие массового поражения так и не было найдено, служит для многих иракцев еще одним доказательством широко распространенного мнения о том, что военная кампания была предпринята США исключительно для колонизации их страны.

Соединенные Штаты и Великобритания утверждали, что Саддам Хуссейн, обладающий значительными запасами ОМП, представляет собой прямую угрозу безопасности всего мира. Но в 2002 году ооновские эксперты, возобновившие поиски запрещенного оружия, вернулись домой с пустыми руками. Аналогичная участь постигла и американских экспертов, прибывших в Ирак вскоре свержения Хуссейна. Глава американской группы Дэвид Кэй, ушедший в январе в отставку, заявил на слушаниях в сенатском Комитете по делам разведывательных служб, что разведданные, поступавшие до начала войны, не соответствовали действительности.

Он подчеркнул, что его группа не обнаружила никаких свидетельств наличия арсеналов химического или биологического оружия. Заявление Кэя прозвучало как гром среди ясного неба для политического разведывательного эстаблишмента в Вашингтоне и Лондоне. Но иракского ученого Халида Фрэнсиса, посвятившего многие годы разработке химического оружия, оно не удивило. «После войны в регионе Персидского залива оружейная программа прекратила существование, - говорит Фрэнсис. - Военные химические предприятия прошли конверсию для производства удобрений и другой продукции. Все имевшееся оружие было уничтожено. Мне это доподлинно известно, поскольку большинство людей, занимавшихся уничтожением химического оружия, мои друзья и коллеги.

Халед Фрэнсис проработал в химической промышленности 10 лет - с 87 по 97 год. До начала девяностых годов он возглавлял отдел техконтроля в цехах, производивших такие боевые отравляющие вещества, как горчичный газ, зарин и нервно-паралитический газ VX. Фрэнсис утверждает, что, никаких попыток возобновить производство БОВ не было, хотя при желании это можно было бы сделать за пару месяцев5 «Самый важный элемент в этом деле - специалисты - имелись в большом количестве. А в техническом отношении такие проекты - крайне просты. Но возрождать программу, насколько мне известно, никто не собирался».

По словам Фрэнсиса, после уничтожения химического оружия в начале девяностых годов он был послан работать на фабрику по производству детергентов и других бытовых химикалий. В 97 году он покинул фабрику и с тех пор перебивается случайными заработками. Возвращаться в химическую промышленность он не намерен.

XS
SM
MD
LG