Линки доступности

Выступление Ирины Хакамады в Америке - 2004-01-29


Президентские выборы в России состоятся в середине марта. И у президента Путина, популярность которого среди россиян составляет примерно 75 процентов, и который, как все ожидают, будет переизбран, имеется сейчас шесть оппонентов. Среди них единственным соперником либерально-демократического правоцентристского направления, по словам Андерса Аслунда - директора Евразийского отделения фонда Карнеги «За международный мир», является независимый кандидат Ирина Хакамада, выступившая в понедельник в этом вашингтонском мозговом тресте.

Нынешняя предвыборная ситуация в России, по словам Ирины Хакамады, сложилась после полного поражения российских демократов на декабрьских выборах в Думу, результаты которых, по ее мнению, были вполне предсказуемы четырехлетним правлением президента Путина: «За четыре года власть сделала все для того, чтобы подавить любую политическую конкуренцию. При этом фактически были уничтожены независимые средства информации, о чем вы прекрасно знаете. Огромное количество людей из бывших структур КГБ стали заниматься политикой и заняли достаточно высокие посты на федеральном и региональном уровне. Под видом борьбы с олигархами начались аресты не лояльных крупных бизнесменов. При этом, суды, фактически не являясь независимыми, исполняют волю Кремля.

Одновременно, как утверждает Хакамада, происходили очень позитивные процессы, в частности - российские законодатели принимали законы, касавшиеся, прежде всего либерализации экономики.

Однако, сегодняшняя стабильность и экономический рост, отвечает она, базируются скорее на ценах на нефть и хорошей международной конъюнктуре. После событий 11 сентября началась новая эра в отношениях между Россией и США и другими западными странами - борьба с терроризмом. Путин говорил то, что хотели услышать демократы и прогрессивный западный истэблишмент. При этом теракты участились, как и зачистки в Чечне, и совсем замолкли независимые средства массовой информации, столь необходимые в условиях демократии.

«Мы даже не заметили, что главная информация, которая теперь обсуждается в наших газетах - это информация о том, кто с кем и о чем договорился с Кремлем, - продолжала Ирина Хакамада. - Последняя неделя парламентских выборов выглядела очень странно: Явлинский и Чубайс наперегонки пытались выйти на президента Путина, чтобы поговорить с ним, чтобы это показали по телевизору, и чтобы получить «добро» на то, чтобы преодолеть пять процентов».

В конечном итоге, все, кто пытался договориться с Кремлем, проиграли: «И что мы теперь имеем, как результат этого четырехлетнего правления? Мы имеем, фактически, приватизированную бюрократией политическую власть. Мы имеем два правительства: одно неконституционное - это администрация президента, которая контролирует все сферы - принятие экономических решений в области внутренней политики, формирование политических партий и политически регулируемой конкуренции. Одновременно в администрации президента усилена роль силовых департаментов».

Есть также техническое правительство во главе с Касьяновым, но оно, как правило, выполняет распоряжения Кремля. Все остальные структуры также находятся под контролем президента, и, как считает Хакамада, иначе как авторитарным его правление назвать нельзя.

«Мы имеем верхнюю палату, которая не выбирается (наш Сенат), а фактически назначается, абсолютно лояльную президенту, - продолжала она. - Мы имеем нижнюю палату парламента, где с помощью искусственных административных методов, победила партия власти, не имеющая ни своей программы, ни своих идей, для которой главный лозунг: «Мы вместе с президентом и сделаем то, что скажет президент». Мы имеем губернаторов, которых, несмотря на то, что они избраны, можно в любой момент снять и уволить с работы. Мы имеем местное самоуправление, которое с помощью законов становится частью государственной вертикали власти. Мы имеем абсолютную государственную монополию абсолютно на все федеральные электронные средства информации, несмотря на состав собственности. И также средства информации в регионах, контролируемые местными администрациями. Также у нас есть 7 представителей президента в семи федеральных округах - тоже неконституционные должности, которые еще больше контролируют со стороны Кремля ситуацию в больших федеральных округах. Я не думаю, что подобную политическую систему можно назвать, не то что развитой, а хотя бы какой-то демократией».

К сожалению, по словам Ирина Хакамады, российские демократы в последнее время заменили диалог с народом диалогом с властью. «Пора объяснять правду, - заявила она, - и говорить открыто о том, что происходит в России… Если в течение четырех лет голос не будет услышан - голос, хотя бы чем-то и серьезно отличающийся от голоса власти, то люди разочаруются окончательно и решат, что демократия в России невозможна».

Чтобы этого не произошло, Ирина Хакамада выставила свою кандидатуру на президентских выборах и уже получила 4 миллиона подписей, то есть вдвое больше требуемых. Вызывая на бой президента Путина, она, по ее словам, желает услышать, что он реально хочет строить, и какого политического курса он придерживается: «Мы должны начать открытый разговор сейчас, - заявила она, - в противном случае, Россия не сможет оставаться на демократическом пути и произойдет абсолютное закрепление авторитарного режима».

XS
SM
MD
LG