Линки доступности

Лос-Анджелес и окрестности - 2004-01-20


Будь готов, всегда готов

Об этом как-то не хочется думать, да в принципе и не думаешь об этом часто, но реальность такова, что Калифорния является опасной зоной в плане землетрясений.

Семнадцатого января этого года как раз исполняется десять лет со дня сильного землетрясения 1994 года в Лос-Анджелесе. Сила его по шкале Рихтера была 6,7 балла. Погибли несколько десятков человек, материальный ущерб исчислялся десятками миллиардов долларов. В приморском городке Санта-Моника, что часть Большого Лос-Анджелеса и где я живу, только недавно было закончено восстановление всех поврежденных землетрясением домов.

Помню, как вся наша кухня была усеяна осколками битой посуды, на полу валялись настольные лампы, как декоративные камни, обрамлявшие камин, отделились от стены и опасно нависали над полом. Нам, как и многим другим жителям, пришлось оставить свою квартиру и около года снимать временное жилье, пока шло восстановление дома - уже по новым стандартам безопасности.

Но какими бы они ни были, каждый человек в принципе должен лично быть готов к тому, что новое сильное землетрясение может случиться каждую минуту. Признаться, наша семья была абсолютно не готова к землетрясению 1994 года, и только по счастливой случайности наша неготовность не обернулась печальными последствиями.

Жительница фешенебельного района Бел-Эйр Барбара Льюис в 1994 году возглавляла ассоциацию, представлявшую 850 семей этого района. В этом качестве она была соавтором плана на случай чрезвычайных обстоятельств. План включал назначение так называемых «капитанов кварталов», ответственных за мероприятия в случае чрезвычайных обстоятельств, а также размещение контейнера с предметами первой необходимости в местной школе.

Сама Барбара следовала советам, основанным на здравом смысле и предусматривавшим держать пару туфель под кроватью, фонарь в прикроватной тумбочке, посуду на нижней полки кухонного шкафа и ключ для отключения газа на видном месте. Но когда трясение земли прекратилось, туфли ускользнули из-под кровати, ящик тумбочки с фонарем зажало, тарелки разбились, а ключ для отключения газа найти было нельзя. Потерялись также очки и ключи от машины.

Наученная горьким опытом Льюис, которой теперь 55 лет и которая живет сейчас в долине Сан-Фернандо, что тоже часть Лос-Анджелеса, куда лучше готова к землетрясению. Она держит запасную пару очков в твердом футляре между матрасом и изголовьем кровати. Пара спортивных туфель приторочена к кровати. Фонарь висит на большом крючке у кровати. За японской ширмой из рисовой бумаги, которую легко порвать, стоит ящик с необходимыми инструментами.

Там же висит и ее особый жилет. Он напоминает те, что носят рыбаки или военные корреспонденты, и набит всем необходимым на случай землетрясения: это радиоприемник, фонарик, мини-огнетушитель, ключ для отключения газа, запасные ключи от дома и от машины, фотокопии важных документов, сотня долларов в мелких купюрах, запасные туфлями, открывалка для банок, аптечка первой помощи, сигнальное зеркало и бутылка с водой. Жилет со всем содержимым весит примерно пять килограммов. Но он снимает груз беспокойства с Барбары Льюис.

Люди настолько заинтригованы «изобретением» Барбары, что одно время она подумывала о том, чтобы запустить жилет в массовое производство. Один универмаг даже заказал ей шесть штук, чтобы продавать их по 90 долларов штука, но Льюис подсчитала, что ей нужно будет продать тысячу жилетов, чтобы не потерять деньги.

После переезда в Шерман-Окс Барбара разработала план для своей новой улицы на случай чрезвычайных обстоятельств. Шестьдесят пять местных семей помогали ей в этом. В брошюре перечисляются имена жителей с медицинскими профессиями или навыками, те соседи, у которых автомобили-внедорожники, кто имеет лицензии на коротковолновую связь, а также все контактные телефоны и капитаны кварталов.

Жителей улицы, где теперь живет Барбара, не надо было долго убеждать в пользе мер предосторожности. Во время землетрясения 1994 года два дома на этой улице рухнули, в одном из них погибла четырехлетняя девочка, а ее родители пролежали под обломками более пяти часов, прежде чем спасатели вытащили их.

Признаюсь, что, узнав об опыте Барбары, я и сам задумался о своей беспечности. Несмотря на горький опыт 1994 года, наша семья абсолютно не готова к катастрофе. А ведь ее психологические следы еще не стерлись. Когда я бываю в городах, где землетрясение практически невозможно, я, глядя на небоскребы, в первую очередь думаю: что будет с ними, если зашатается земля?

XS
SM
MD
LG