Линки доступности

Ситуация на Ближнем Востоке - 2004-01-12


Президент Израиля Моше Кацав пригласил президента Сирии Ассада приехать в страну на переговоры. Инициатива Израиля была сразу же отвергнута Дамаском как несерьезная.

«Пользуясь своими полномочиями главы государства Израиль, я приглашаю президента Сирии приехать в Иерусалим для серьезных переговоров о мире без каких-либо предварительных условий», - сказал Моше Кацав по израильскому радио.

По словам Кацава, Израиль обязан ответственно подойти к предложению, выдвинутому Ассадом в декабре. Тогда в интервью «Нью-Йорк таймс» сирийский глава заявил, что готов к возобновлению переговоров с Израилем, прерванных в 2000 году - на тот момент Израиль предлагал вернуть Сирии почти всю территорию Голанских высот, занятых в Шестидневной войне 67 года.

«По каналам тихой дипломатии, - продолжал Кацав, - нам следует уяснить намерения Ассада и меру серьезности его предложения».

Отметим, что должность президента в Израиле лишена реальной власти и является по сути церемониальной.

Сирии, насколько можно судить, не понравилась форма, в которую было облечено израильское предложение. Правительство Израиля, а не его президент, должно было сказать: да, мы заинтересованы в мире и хотим продолжить переговоры с того места, на котором они были прерваны.

А вот, в какой форме сформулировал это предложение премьер-министр Ариэль Шарон: «Мы с радостью вернемся к столу переговоров при одном условии, а именно - что Сирия прекратит поддерживать террористические организации».

Среди этих организаций Шарон выделил ливанскую «Хезболлах» и ряд палестинских группировок. В принципе, Шарон хочет повременить с возобновлением диалога с Сирией, пока ему не станут ясны мотивы декабрьской инициативы Башара Ассада. Бывший генерал предполагает, что Ассад только маневрирует, выжидая, когда развеется эффект от победоносной американской войны в Ираке.

Тем временем в воскресенье в Иерусалиме началось воздвижение израильского барьера безопасности вокруг святого города.

Премьер-министр Шарон заявил на пресс-конференции, что заграждение - это логическая реализация права Израиля на самооборону: «Я хочу, чтобы вы поняли, кто воздвиг эту стену. Ее воздвиг террор. Если бы не терроризм, мы бы этот проект, наверное, никогда не запустили».

Шарон не скрывает, что одностороннее размежевание Израиля и палестинцев, которое олицетворяет стена, оставляет последним меньше земли, чем они могли бы получить в результате полноценных переговоров. Незадолго до пресс-конференции Шарона палестинский премьер-министр Ахмед Куреи осмотрел участок заграждения близ города Калькилья на Западном берегу - стена на сегодня почти полностью опоясывает город. «Это - разделительный барьер, воздвигнутый расистами, - провозгласил Куреи. - Из-за него Западный берег превратится в гряду обособленных островков. Палестинское руководство с этим никогда не смирится. Это дискриминация, это попрание прав человека, - продолжал палестинский премьер. - Эта стена перечеркивает план президента Буша о мирном сосуществовании еврейского и палестинского государств. Если стена не будет разрушена, с мирным процессом покончено».

Международное сообщество, как считает Куреи, должно убедить Израиль прекратить строительство стены. Он добавил, что время для мирного решения конфликта стремительно истекает.

XS
SM
MD
LG