Почет ветеранам
Мы привыкли к тому, что памятники и бюсты воздвигают в честь знаменитых людей - писателей, ученых, воинов. Помнится, в советские времена полагалось устанавливать на их родине бюсты дважды Героям Советского Союза или Социалистического труда.
Я вспомнил об этом, когда узнал, что в частной религиозной школе «Колледж Маунт-Сент-Мэри», что расположен в западной части Лос-Анджелеса, открылась выставка, посвященная ветеранам Второй мировой войны, в которой, как известно, США и СССР были союзниками против нацистской Германии и Японии.
На выставке представлены 100 бюстов в реальном человеческом размере. Это изображения не каких-то супергероев, а обыкновенных мужчин и женщин, волею судеб вынужденных взять в руки оружие 50 с лишним лет назад. Это потом их поколение назовут в Америке «Величайшим поколением» (The Greatest Generation), а тогда они были простыми юношами и девушками, вставшими на защиту свободы и демократии.
Вылепленные из глины бюсты представляют ветеранов такими, как они выглядели на момент позирования, - дедушками и бабушками, а то и прадедушками и прабабушками. Однако под бюстами, на постаментах, помещены фотографии этих скромных героев, где они запечатлены такими, какими были в годы войны. Некоторые выглядят так молодо, что можно удивиться, как им дали в руки оружие. Девушки в своей униформе с коротенькими юбками выглядят на фотографиях даже немного игриво, но мы-то знаем, что они были готовы на жертвы не меньше, чем их братья и возлюбленные.
Мои родители встретились на фронте, так что в нашей семье тема Второй мировой войны звучала всегда. В семейном альбоме я до сих пор храню фотографии, на которых мой отец в форме майора Советской Армии снят вместе с военнослужащими союзных войск на улицах поверженного Берлина. И для меня было особенно интересно, переехав в Америку, познакомиться с американским военным наследием, и не только по фильму «Спасение рядового Райана» режиссера Стивена Спилберга.
Кстати, я вспоминал сцены из этого жесткого реалистического фильма, пытаясь представить, что пережили «объекты» этой необычной выставки на фронтах войны. Интересно, что среди ста бюстов есть и портреты отца режиссера Спилберга - Арнолда Спилберга, служившего в авиации в годы войны, и дяди Спилберга - Ирвина Спилберга. Есть скульптурный портрет нынешнего президента Академии киноискусства США режиссера и сценариста Фрэнка Пирсона. Мне доводилось с ним встречаться, но только благодаря этой выставке я узнал о его военном прошлом.
Выставка, названная «Лицом к лицу», стала возможной благодаря энтузиазму трех скульпторов, жителей Западного Лос-Анджелеса, - Клер Ханзакос, Кайи Кил и Джилды Шуорц. Они говорят, что это их личная дань «Величайшему поколению», земной срок которого подходит к концу. Однако многие из портретируемых до сих пор весьма активны - хотя, к сожалению, шесть из ста ветеранов ушли из жизни уже после того, как позировали для бюстов.
Работа над серией скульптурных портретов ветеранов началась три года назад, когда скульптору Кил заказали бюст Уоррена Кинга, известного фотографа и преподавателя фотографии в Лос-Анджелесе. Оказалось, что он был военным фотокорреспондентом и участвовал в высадке в Нормандии. Однажды десятки немецких солдат сдались ему в плен, несмотря на то, что он был вооружен одной лишь фотокамерой.
Кил поделилась историей со своими коллегами Шуорц и Ханзакос, с которыми они делят студию, и женщины решили, что нужно, пока не поздно, увековечить как можно больше ветеранов.
Приглашенные ветераны позировали по три часа для чернового скульптурного портрета в глине. Потом, пользуясь современной фотографией объекта, скульпторы завершали работу, достигая уже фотографического сходства. Естественно, во время позирования было много разговоров и военных историй. Клер Ханзакос говорит: «Замечательно, когда история приходит прямо в студию и говорит с тобой».
Скульпторы намеренно выбрали в качестве объектов представителей различных этнических групп Америки. Мэгги Ги, американка китайского происхождения, была одной их немногих женщин-пилотов в годы войны. Кореянка Сюзан О'Кадди обучала солдат стрельбе из пулемета. Американский японец Джордж Фуджимото служил в военной разведке.
Параллельно с созданием скульптурных портретов шла работа по звукозаписи рассказов ветеранов о войне. Планируется также создание документального фильма. Скульпторы сформировали общественную неприбыльную организацию, которая будет собирать средства для показа выставки и фильма в городах Америки.
Особенно радует организаторов выставки в Лос-Анджелесе, что на нее приходит очень много детей и подростков. «Величайшее поколение» передает свое наследие новому поколению американцев.