Линки доступности

Москва и послевоенная реконструкция Ирака<BR>Мнение эксперта - 2004-01-05


Проблема послевоенной реконструкции Ирака и участие в этом Москвы широко обсуждалась в российских политических кругах и средствах массовой информации страны. Многие обозреватели полагают, что в результате войны в Ираке Россия практически потеряла свое прежнее политическое и экономическое влияние в регионе и теперь может рассчитывать лишь на незначительный кусок послевоенного пирога, особенно по сравнению с США и другими странами антисаддамовской коалиции.

По мнению политического обозреватели газеты «Время новостей», Елены Супониной, решение американской администрации об исключении России из числа стран, которые смогут получить контракты на реконструкцию, не стало неожиданностью для Москвы: «Если Москва и отреагировала нервно на то, что американцы не собираются нас включать в список компаний, которые будут заниматься реконструкцией Ирака на деньги, выделенные американским Конгрессом, то, на мой взгляд, эта нервная реакция была достаточно наигранной, в том плане, что мы ничего другого и не ожидали».

Между тем некоторые российские компании сохраняют надежду на возвращение в Ирак.

«Российские бизнесмены, которые работали в Ираке и до этого и собираются продолжить там работу, настроены более оптимистично, - продолжает Супонина. - Они, конечно, не ждут никакой особой поддержки от американских компаний, но с другой стороны, практика послевоенная показала, что кое-какие шансы у российских кампаний в Ираке есть.

Среди возможных направлений работы российских компаний в Ираке - выполнение ряда пока действующих контрактов в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», использование связей, установленных еще до войны российскими бизнесменами и сотрудниками ряда иракских министерств, которые продолжают работать на своих прежних местах. А так же работа в качестве субподрядчиков.

«Третий вариант, на который рассчитывают российские кампании, это работа субподрядчиков с теми же американскими фирмами, которые могут пойти на сотрудничество с российскими кампаниями по целому ряду причин, - говорит обозреватель газеты «Время новостей». - Во-первых, у наших компаний есть опыт работы в этой стране; во-вторых, степень риска в Ираке настолько высока, что не каждый западный бизнесмен будет работать в этой стране и посылать туда своих сотрудников».

После недавнего решения России списать значительную часть иракских долгов, стали высказываться предположения о том, что этот шаг приведет к тому, что возможности России участвовать в реконструкции экономики Ирака возрастут. Елена Супонина придерживается другой точки зрения: «Я не склонна придерживаться той версии, что здесь есть прямая связь между прощением долга и тем, что нам позволят работать в Ираке более активно и так далее. Таких прямых и грубых сделок быть не может, да и Вашингтону это не нужно».

Что же касается влияния ситуации в Ираке на российско-американские отношения в новом году, то оно, по мнению Елены Супониной, будет не столь заметным, как ранее. Прежде всего потому, что внимание и Москвы, и Вашингтона будет сосредоточено в основном на внутренних событиях, главное из которых - президентские выборы.

XS
SM
MD
LG