Русскую музыкальную классику, особенно балет и инструментальную музыку, в Америке любят давно и преданно. Она звучит постоянно. Куда реже балуют американскую публику постановками русских опер. В результате некоторые из них ей известны совсем мало. Например, «Мазепа».
Любители оперы могли слышать запись некоторых арий из этой оперы Чайковского в исполнении баритона Дмитрия Хворостовского. Однако слышать всю оперу целиком почти никому из них не доводилось. Вот почему приезд петербургского Мариинского театра в Вашингтон с постановкой «Мазепы» вызвал в столице подлинный ажиотаж. По мнению столичных критиков, она имели даже больший успех, чем самая популярная в Америке опера Чайковского «Евгений Онегин», тоже исполненная в Вашингтоне мариинцами.
Дирижировал обоими спектаклями художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, часто бывающий в США. (В Америке этот театр фигурирует как Кировский – меломаны привыкли к этому бренду). Гергиев любит сочетать в репертуаре популярные и менее известные сочинения. Так, в прошлом году он привозил в Вашингтон «Хованщину» Мусоргского, которую до того в США почти не знали. А летом прошлого года во время гастролей его театра в Нью-Йорке он исполнил оперу Римского-Корсакова «Легенда о невидимом граде Китеже» и оперу Прокофьева «Обручение в монастыре».
Валерий Гергиев начинал свою музыкальную карьеру под руководством дирижера Юрия Темирканова в качестве его ассистента. В настоящее время Темирканов руководит Балтиморским симфоническим оркестром. В прошлом году оркестр Темирканова вместе с Хоровым обществом Вашингтона исполнил кантату Прокофьева «Александр Невский». Примечательно, что в 1993 году этот хоровой коллектив ездил в Москву для участия в исполнении кантаты Прокофьева на Красной Площади. Послушать музыку тогда собралось сто тысяч человек.
Вашингтонское Хоровое общество, руководимое Норманом Скрибнером, проявляет особый интерес к русской музыке. Именно этот коллектив познакомил американцев с опусом Рахманинова для хора и оркестра «Колокол». «Еще десять лет назад, - говорит Скрибнер, - американцев трудно было заинтересовать такого рода концертами. Сегодня они привлекают большие аудитории и мы рассчитываем расширить русский репертуар.