Линки доступности

Трансатлантические отношения - 2004-01-01


Ушедший год был совсем непростым для американо-европейских отношений. Вашингтон схлестнулся с Парижем и Берлином из-за войны в Ираке; в европейских столицах прошли массовые антиамериканские демонстрации.

Война в Ираке была определяющим фактором трансатлантических отношений в 2003 году. Вашингтон поставил перед союзниками жесткую дилемму: либо вы с нами, либо против нас. Министр обороны Рамсфелд пошел еще дальше, введя в оборот понятие «Старая Европа», подразумевая под ним Францию и Германию, которым противостоят новые союзники США на континенте, такие как Польша.

Первого мая президент Буш объявил об окончании войсковой части операции в Ираке. Тем не менее, партизанская война не утихала, собирая обильную жатву среди американских солдат и мирных иракских граждан. Нападениям подвергались также символически важные объекты, например, штаб-квартира ООН в Багдаде.

И США, и Европа допустили определенные ошибки, замечает аналитик Даниель Грос из Брюсселя: «Сначала американцы не без основания заявляли европейцам: дескать, смотрите, Ирак при Саддаме представлял собой военную угрозу, население встречает нас как освободителей, вы должны были поддержать наш курс на смену режима. Через несколько месяцев наступил черед Европы пенять американцам: мы вас предупреждали, население более не воспринимает вас как освободителей. Вы быстро выиграли войну, но как вы собираетесь устанавливать мир? Эти упреки, боюсь, еще долго не утратят свою актуальность».

Ирак только усилил представление Европы об Америке как о державе высокомерной, об экономическом и военном гегемоне, склонном к односторонним действиям на международной арене. Министр иностранных дел Нидерландов Бернард Рудольф Бот сформулировал состояние американо-европейских отношений в следующих словах: «Они, конечно, могли быть лучше, но отношения не такие плохие, как кажется многим. Соединенные Штаты, по-моему, поняли, что если они даже и являются единственным мировым блюстителем порядка, это не значит, что весь мир должен вытягиваться перед ними во фрунт и вставать в позу «чего, мол, изволите». Соединенные Штаты, надеюсь, поняли также, что в современном мире проблемы могут решаться крупными державами только сообща».

Дипломатические расхождения сузились в октябре после принятия Советом безопасности ООН резолюции, которая санкционировала пребывание в Ираке международного воинского контингента под американским командованием и предписывала Управляющему совету установить крайний срок проведения выборов в стране.

Словесные коллизии не отменяют того факта, что Европа и Америка - партнеры, которых, как замечает профессор истории Техасского университета Ричард Пелс, связывают общие идеологические и культурные ценности: «Стычки Америки и Европы напоминают семейные ссоры: один член семьи жалуется, что другой его подводит, обманывает ожидания, платит ему неблагодарностью за все хорошее, что тот для него сделал. И, напротив, второй убежден, что первый слишком много себе позволяет, зарывается, попирает его свободу и независимость».

Еще одним свидетельством сглаживания семейной ссоры стало данное Вашингтону Францией и Германией слово простить Ираку часть его внешней задолженности.

XS
SM
MD
LG