Линки доступности

Выборы в Сербии - 2003-12-31


Соединенные Штаты выражают надежду, что процесс демократических реформ в Сербии будет продолжен, несмотря на крупный успех националистических сил на последних выборах.

На брифинге для прессы представитель Государственного департамента Адам Эрели с удовлетворением констатировал, что парламентские выборы в Сербии прошли с соблюдением всех демократических процедур и были признаны ОБСЕ честными и справедливыми. Сейчас Вашингтон призывает все партии нового законодательного органа достичь консенсуса и как можно скорее сформировать действенное правительство. Тем самым, по словам Эрели, будет продолжен процесс, начатый президентскими выборами в октябре 2000 года.

На выборах в прошлое воскресенье наибольшего успеха добились крайние националисты сербской Радикальной партии. Неожиданным оказались и результаты у социалистов, которых до недавнего времени возглавлял Слободан Милошевич. Теоретически бывший югославский президент мог бы занять место в парламенте, если бы не находился - вместе с лидером радикалов Шешелем - под судом международного трибунала в Гааге по обвинению в геноциде и военных преступлениях. Совокупно две партии сербских националистов собрали 35 процентов голосов.

Подобный расклад не может не вызывать беспокойства за судьбу демократического процесса в стране. Но Адам Эрели призвал посмотреть на картину шире: свыше 60 процентов сербского электората поддержали партии реформ.

«Мы, безусловно, ожидаем, что партии, представляющие демократические идеалы и нормы жизни продолжат процесс экономических, судебных и военных реформ, будут выполнять Дэйтонское соглашение и активно сотрудничать с Международным судом по преступлениям в бывшей Югославии, - сказал представитель Госдепартамента. - В частности, неотложным является арест и передача в руки международного правосудия бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича и бывшего президента Республики Сербской в Боснии Радована Караджича. В перспективе демократическая Сербия должна установить добрые отношения с соседями. Все эти меры позволят Сербии и Черногории претендовать на членство в евро-атлантических структурах».

Однако, партиям демократической ориентации, могущим претендовать на формирование правящей коалиции в Белграде, нелегко найти общий язык. Их отношения в минувший период характеризовались взаимными упреками и обвинениями, а то и откровенной враждебностью. Судя по первым высказываниям после выборов, подобные тенденции сохранились.

Так, лидер Демократической партии Сербии Воислав Коштуница отверг участие в будущем правительстве партии бывшего премьера Зорана Джинджича, убитого 12 марта сего года. Коштуница, занимавший короткое время пост президента Югославии, не простил погибшему премьер-министру выдачу в Гаагу Милошевича. В ответ на заявление Коштуницы группировка «Партия Г-17 плюс» объявила, что не войдет в правящую коалицию, в которой не будет Демократической партии Джинджича.

Разброд среди реформаторов вызывает беспокойство европейского сообщества, не заинтересованного в передаче власти в Белграде сербским националистам. Координатор внешней политики Евросоюза Хавьер Солана призывает четыре демократические партии найти общий язык.

Аналитики предупреждают, что в прошлом подобные призывы имели обратное действие. Так, на одном из предвыборных плакатов радикалов Шешеля значилось «Спасибо, господин Солана!» Имелось в виду, что выступления шефа внешней политики Европейского союза привели в стан националистов новых сторонников, раздраженных вмешательством Европы в сербские дела.

Все сходятся, однако, в том, что без единодушия в коалиционном правительстве ключевые экономические преобразования в Сербии могут заглохнуть вместе с первым послевоенным диалогом Белграда с лидерами албанских косоваров.

XS
SM
MD
LG