Линки доступности

Дети, которые убивают - 2003-12-28


Несколько лет назад, когда разразилась вакханалия убийств в школах, профессор истории Корнельского университета Джоан Джейкоб Брамберг решила разобраться в том, являются ли подростки-убийцы уникальным феноменом наших дней. Оказалось, что убийства в подростковой среде не отличаются ни уникальностью, ни новизной. А методы применения правосудия к юным преступникам практически не изменились со времен Чарли Миллера, история которого прогремела в конце позапрошлого века.

Чарли Миллер родился в семидесятые годы XIX века в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Германии. Родители умерли, когда мальчику было всего шесть лет. Сестру и двоих братьев Чарли взяли на воспитание в приемные семьи, а сам он попал в сиротский приют в штате Канзас. К 14 годам он уже мотался на поездах по всей стране в поисках работы и приключений. Чарли застрелил двух других подростков, ехавших вместе с ним в товарном вагоне поезда «Юнион Пасифик» в штат Вайоминг. После этого жуткого преступления Чарли Миллер вернулся в Канзас и сдался властям.

Профессор Брамберг в течение четырех лет вела поистине детективное исследование документов и газетных статей, связанных с жизнью, преступлением и наказанием Чарли. Она методично отслеживала каждый его шаг, даже посетила тюрьму, в которой он провел последние месяцы своей жизни.

«Когда Чарли попал в тюрьму, шериф перепоручил его редактору местной газеты, которому юный преступник поведал свою историю, - рассказывает Джоан Брамберг. - Газетчик, по всей видимости, помог Чарли сформулировать мотивацию его преступления, а возможно даже и подсказал нужные слова. Несовершеннолетние обвиняемые в те времена практически не были защищены от контактов с посторонними. Во время суда в Чейене, в штате Вайоминг зал кишмя кишел репортерами, которые наперегонки брали у Чарли интервью. Кое-что из этого пошло ему на пользу, но в основном - во вред».

По иронии судьбы, как утверждает профессор Брамберг, тюрьма дала Чарли то, чего у него никогда не было - дом и семью. В тюрьме у него были книги и бумага для рисования, было время сочинять песни и стихи. Он подружился с шерифом и с несколькими заключенными. Перед тем, как его жизнь оборвалась, он получил от этих людей больше поддержки и тепла, чем от кого-либо на свободе.

Чарли Миллер был казнен 22 апреля 1892 года, в возрасте семнадцати лет. В своей книге «Канзас Чарли: история юного убийцы XIX века» Джоан Брамберг через призму этого дела рассматривает сегодняшние проблемы правосудия по делам несовершеннолетних. Она отмечает, что сейчас, как и тогда, существует тенденция считать юных убийц обиженными и озлобленными изгоями общества. Она находит немало общих черт между Чарли и Ли Бойдом Малво - подростком, который был признан на днях виновным в совершении год назад серии убийств, посеявших ужас в Вашингтоне и его окрестностях.

«Оба они - дети, брошенные на произвол судьбы, не знавшие ни любви, ни воспитания, - говорит профессор Брамберг. - Оба выбрали себе псевдонимы. Ли Бойд Малво любил называть себя Джоном, в честь своего суррогатного отца, который, очевидно, был вдохновителем всей злосчастной и ужасающей снайперской авантюры. Чарли Миллер называл себя Канзас Чарли в честь жившего в Канзасе брата - единственного человека, с которым он был по-настоящему близок».

В последние два десятилетия смертная казнь для несовершеннолетних была отменена почти во всех странах мира, за исключением небольшой горстки, включая и Соединенные Штаты.

Через восемь лет после казни Чарли Миллера - в 1900 году, смертная казнь для несовершеннолетних существовала в 20 с лишним штатах. Сегодня их число сократилось, но, по словам профессора права Северного университета штата Огайо Виктора Страйба, к юным преступникам все еще применяется высшая мера наказания. Профессор Страйб исследует этот вопрос уже 20 лет.

«По числу вынесенных и приведенных в исполнение приговоров лидирует Техас, - продолжает Страйб. - В других штатах из всех приговоренных к смерти несовершеннолетних казнят только четверть. Высшая мера наказания для несовершеннолетних сейчас существует только в нескольких штатах. Число смертных приговоров постоянно сокращается: еще несколько лет назад к смерти приговаривалось до 14 подростков в год, в прошлом году - всего один».

Среди взрослых американцев вопрос о смертной казни несовершеннолетних вызывает горячие дебаты. А что думают по этому поводу сами подростки?

Большинство из них не поддерживает идею казни. Они считают, что с подростком-правонарушителем надо проводить большую работу. Одни предлагают прежде всего путем психоанализа выяснить причины преступления и посадить преступника в тюрьму или послать на общественные работы. Главное, чтобы он понял неправоту своих действий.

Другие возражают против смертной казни, потому что малолетнего преступника она ничему не научит. Они считают необходимым сделать так, чтобы он понял, что можно, а чего нельзя.

В прошлом году четверо судей Верховного суда Соединенных Штатов назвали смертную казнь несовершеннолетних «позорной практикой» и «пережитком прошлого». История Канзас Чарли отражает долгую традицию суровых нравов американского общества и, как подчеркивает Джоан Джейкоб Брамберг, несправедливость по отношению к несовершеннолетним, обвиняемым в преступлении.

XS
SM
MD
LG