Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-12-26


Улыбка Джулии Робертс

В Голливуде говорят, что Джулия Робертс может стать причиной появления любого фильма. То есть если она соглашается сыграть роль в картине, то фильм обязательно состоится. И это действительно так. Иначе чем объяснить выход на экран картины «Улыбка Моны Лизы» (Mona Lisa Smile)?

Ради бога, не подумайте, что речь идет о какой-то катастрофе и совершенно провальном фильме. Нет! По всем параметрам «Улыбка» - добротная работа. Сценарий Лоуренса Коннера и Марка Розенталя литературно безупречен, режиссура Майка Ньюуэлла уверенна, операторская работа Анастаса Михоса точна, эпоха воспроизведена в деталях...

Но возникает вопрос: что говорит картина сегодняшнему зрителю? И не забывают ли авторы, что человечество (в том числе и кинозрители) состоит из мужчин и женщин, а не только из женщин, которым явно адресован этот фильм?

В последнее время даже появился неофициальный термин для такого «женского кино» - chick flick. Точно это перевести трудно, но смысл в этот Голливуд вкладывает такой: женщины являются более активной киноаудиторией, и предположительно только на них одних можно заработать немалые деньги. Особенно, когда в главной роли - Джулия Робертс с ее известной во всем мире улыбкой.

Робертс играет в картине Кэтрин Уотсон, которая осенью 1953 года приезжает из «прогрессивной» Калифорнии в консервативную Новую Англию, чтобы преподавать историю искусств в женском колледже Уэлсли. Кэтрин ожидает, что ее студентки - самые яркие и умные девушки страны - собираются воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет им послевоенная Америка. Однако очень скоро после начала учебного года Кэтрин начинает понимать, что порядки в этом престижном учебном заведении основаны на привычном конформизме. И идея феминизма, ранним приверженцем которого является Кэтрин, здесь еще не пустила корни.

Как говорит квартирохозяйка Кэтрин и преподаватель хороших манер в колледже Нэнси Эбби (Марша Гей Харден): «Обручальное кольцо на пальце молодой женщины считается более ценным призом, чем высшее образование».

Но Кэтрин не сдается и пытается побудить своих студенток мыслить независимо. Она при этом наталкивается на сопротивление не только консервативного руководства колледжа, но и девушек, которые считают получение образования лишь частью подготовки к семейной жизни.

Отлично понимая экранную силу Джулии Робертс, авторы окружили ее актрисами, представляющими цвет молодого поколения Голливуда. Это Кирстин Данст (Бетти Уоррен), которая интересно играет против своего типажа милой девушки, это Джулия Стайлс (Джоан Брэндвайн) и Мэгги Джилленхол (Жизель Леви).

Интересный второй план картины делает работу Джулии Робертс более нюансированной, но мне кажется, что ее сила как актрисы - в солировании. Я ценю, что Робертс тактично не «перетягивает одеяло на себя», но для фильма было бы лучше, если образ Кэтрин Уотсон был бы выписан и сыгран более ярко.

Я не настаиваю на том, что в 1953 году могла быть этакая Эрин Брокович от высшего образования, взрывающая в данном случае не юридический, а академический истеблишмент. Но мы с вами живем в эпоху «постфеминизма», и если уж рассказывать о зарождении феминизма, то это должно быть скорее приглашением к острой дискуссии, чем описательная констатация исторических фактов определенного времени.

Я этим хочу сказать, что картина получилась довольно пресная, и даже участие Джулии Робертс не вносит в фильм желаемой остроты и современного звучания. Ничто не показывает, что картина поставлена в начале XXI века. А ведь большое искусство всегда касается ушедших времен для того, чтобы лучше понять происходящее сегодня.

Я бы, например, принял идею того, что брак и семья - не такое уж насилие над личностью и свободой женщины. Но «Улыбка» все-таки критически подходит к матримониальным устремлениям молодых героинь. И это при том, что личная жизнь героини Джулии Робертс отнюдь не говорит в пользу свободной любви и независимости женщин от мужчин.

Не сочтите меня ретроградом: я не призываю к новому «домострою». Я просто говорю о том, о чем не говорит, а должен говорить фильм. Он в итоге оставляет ощущение, что талант Джулии Робертс и ее молодых коллег не были использованы по назначению.

Диплом с отличием картине вручить никак нельзя.

XS
SM
MD
LG