Линки доступности

Художник во времени и пространстве<BR>Американский скульптор в Москве - 2003-12-23


Художник вообще-то живет в своем внутреннем мире, но порой место, где ему довелось творить, сообщает дополнительный импульс его творчеству, служит источником вдохновения.

Работы Фрэнка Уильямса поражают своей энергетикой, которую мастер высвобождает из расплавленного металла, придавая ему законченную скульптурную форму. Мускулистая человеческая рука, прорывается сквозь несколько металлических сетей, сетей времен и разрывает их - таково его видение миллениума, перехода человечества через двухтысячелетний рубеж. Искореженный в муках, распростертый бронзовый Прометей, которому орел выклевывает печень, и символизирующая московскую улицу девяностых годов прошлого века острогрудая проститутка с порочным лицом соседствуют на выставке работ этого американского мастера, ныне живущего в Москве.

Сиюминутные впечатления, выливающиеся в хирургический анализ социальной жизни, и мифологические персонажи, дышащие современностью, позволяют лучше постичь человеческую природу, выделить в человеческой экзистенции архетипическую основу. Таково искусство Франка Уильямса.

Классическое начало и авангардные формы творчества органично сочетаются в его скульптурных композициях. Они представлены ныне на выставке, проходящей в американском центре в Москве, который расположился в здании Библиотеки иностранной литературы на Николоямской улице.

«Что привело художника в Москву?», - спросил я Уильямса.

«В моем творчестве всегда содержались какие-то социально-политические комментарии, - отвечает скульптор. - Когда в 92 году моей супруге предложили перевод в Москву, и она спросила, готов ли я поехать с ней на два месяца (а в это время как раз разворачивались всевозможные перемены в России, и открывались новые перспективы), я немедленно ответил согласием.

И как же так сталось, что он здесь задержался на 11 лет?

«Меня здесь очень тепло приняли, я познакомился и подружился с множеством русских художников. Русская фирма выделила средства для литья моей работы в бронзе, и вновь началась моя работа с металлом, которую я стал уже подзабывать. Конечно, было много трудностей, когда я сюда приехал, и энтузиазма не всегда хватает, когда сталкиваешься с реальностью, - продолжает Фрэнк Уильямс. - После первого года пребывания в России я стал выставляться. И после каждой выставки стал получать все новые приглашения. Пошли продажи моих работ. Мое искусство стало привлекать все больше людей. И так пришло решение продлить наше пребывание здесь еще на три года. И вот незаметно пробежали 11 лет, и я не представляю, когда мы будем возвращаться. У нас две очаровательные малышки-дочери четырех и семи лет от роду, они варятся в этом культурном соку, и, практически, двуязычны. Мы до сих пор здесь и продолжаем плодотворно работать. И это отличные времена для нас… Что касается искусства, то в нем я говорю о самом себе и о человеке вообще, о его времени или об обществе, преодолевающем препятствия. Ведь это не всегда просто для людей - жить во времена перемен. Но мы преодолеваем это и заново обретаем себя».

Любопытно, что свой стиль Уильямс именует «эклектикой». Однако в его скульптуре, живописи и графике налицо уверенный почерк мастера, прошедшего классическую школу.

Холодный российский воздух и ночные огни Москвы проникают в его мастерскую неподалеку от Домодедова и будоражат его воображение. В свои пятьдесят шесть лет, после долгих скитаний от срединной Америки до ее Юга, от Миссури до Техаса, он вновь обрел свою творческую молодость в Москве. Именно здесь, в России его друзья, художники по достоинству оценили его работы. Впереди Уильямса ждут выставки на Урале, в Егорьевске и Нижнем. Далекой заснеженной России оказалось суждено стать его творческой Меккой.

XS
SM
MD
LG