Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 72  - 2003-12-22


Записи, звучащие в программе:

“Swinging at The Heaven”. Эллис Марсалис
Эллис Марсалис - рояль; Брэнфорд Марсалис - саксофон; Делфайо Марсалис - тромбон; Джейсон Марсалис - ударные; Уинтон Марсалис - труба; Роланад Гуерин - бас
“Sultry Serenade”. Тайри Гленн
“Blues for Santa Cruz”. Фароу Сэндерс
Фароу Сэндерс - тенор саксофон; Джон Хикс - рояль; Уолтер Букер - бас; Идрис Мухаммад - ударные
“Rock-A-Bye-Basie”. Каунт Бейси, Шэд Коллинз, Лестер Янг

«Свингуя в Раю» - так называется композиция, открывающая сегодняшнюю встречу и с исчерпывающей полнотой выражающая настроение музыкантов, ее исполнявших четвертого августа 2001 года, на вечере в честь ее автора, Эллиса Марсалиса. Вечер этот, запечатленный на диске «Семья Марсалисов, Праздник джаза», недавно появившемся в музыкальных магазинах Америки, был особенным по многим причинам.

Лишь один музыкант в этом составе не носит фамилию Марсалиса. Что нисколько не делает название диска неточным. Ибо «Папа» Марсалис, как называют Эллиса в джазовом мире, воспитал и вывел в мир джаза, не только своих сыновей, но и целую плеяду музыкантов, которые теперь составляют гордость американского джаза. Среди них, помимо Роланда Гуэрина - Теренс Бланчард, Доналд Харрисон, Николас Пэйтон, Гарри Конник джуниор… Все они - дети Марсалиса и не только в глазах тех, кто наблюдал со стороны за их становлением, их ростом. Они сами считают его своим духовным отцом, наставником, ментором, но все-таки, больше всего - «папой». И к этому ничего не прибавить.

Более четверти века Эллис Марсалис, не покладая рук - и в прямом, и в переносном смысле - пестовал и вдохновлял юных музыкантов. Сначала в новоорлеанском центре New Orleans Center for Creative Arts, потом - в университете UNO.

Наверное, нельзя назвать ни одного музыканта в истории американского джаза, из-под крыла которого вышло бы столько замечательных джазменов.

Кстати, «Хэйвен» в названии композиции, с которой я начала сегодняшнюю встречу - это название клуба, который в 60 годах Марсалис открыл в своем родном городе, чтобы дать возможность новому поколению музыкантов» быть услышанными.

Что до вечера, который я упомянула, то он был устроен в связи с учреждением в университете Нового Орлеана кафедры, которая будет носить имя Эллиса Марсалиса. Особое значение этот вечер приобрел еще и потому, что впервые в профессиональной истории семьи Марсалисов все ее члены - все ее музыканты, все ее джазмены - сумели выступить вместе.

И еще одна новинка. На сей раз это «ререлиз» пластинки, записанной в 1982 году и лишь сейчас вернувшейся к любителям джаза в компактной версии. Это запись выступления Сэндерса во время его гастрольного турне по Западному побережью в апреле 1981 года. «Фароу - человек поразительного духовного богатства. Меня всегда поражала энергия и мощь его игры, и радовала его готовность к сотрудничеству со мной», - слова эти принадлежат Джону Колтрейну, который в 1964 году пригласил двадцатичетырехлетнего музыканта работать со своей группой.

«Я так и не сумел объяснить самому себе, почему он остановил свой выбор на мне в то время, когда любой музыкант с именем с радостью и готовностью откликнулся бы на его предложение», - позднее, после смерти Колтрейна в 1967 году, скажет Фароу (Феррел) Сэндерс.

Вышедший только что диск, это четвертый альбом одного из крупнейших музыкантов XX столетия, сделанный на крошечной фирме «Тереза», благодаря которой Сэндерс, как и многие джазмены в семидесятых годах, когда крупные компании, под натиском диско и рока, практически перестали заключать контракты с джазовыми музыкантами, сумел выжить.

И если сейчас, когда «jazz - in», как говорят в Америке, то есть «в цене», Фароу спрашивают, что значат для него «живые» записи, он отвечает: «Я полагаю, что в них находит отражение та энергия, которая поступает ко мне от слушателей. Они помогают мне сохранять веру в высший смысл жизни, а я, в свою очередь, надеюсь внушить им оптимизм и надежду на то, что в их силах изменить жизнь к лучшему. Что они - хозяева своей судьбы».

Вполне может прозвучать как новогоднее пожелание, не правда ли? Но не будем забегать вперед. Пока что на дворе 2003 год, и у нас есть еще время настроиться на праздничный лад. А что может быть лучше в этом смысле, чем настоящий «биг бэнд», да еще и в подарочной упаковке - подоспевший к Рождественским и новогодним праздникам набор дисков фирмы «Сони» «Каунт Бейси и его оркестр».

XS
SM
MD
LG