Линки доступности

Геополитические последствия иракской войны - 2003-12-22


Политические аналитики сходятся в том, что события в Ираке открыли новую страницу в международных отношениях. Как они будут развиваться дальше? Данная тема обсуждалась недавно в Вашингтоне на конференции по современной геополитике.

В своем докладе профессор международных отношений университета Южной Каролины Рональд Стил подчеркнул, что решение Соединенных Штатов об интервенции в Ираке без согласия ООН и вопреки оппозиции многих западноевропейских союзников знаменует крупнейший поворот в американской внешней политике. «Мы вошли в новый исторический период, - продолжал профессор Стил. - Прежний длился с конца Второй мировой войны до развала Советского Союза в 91 году. В это время Соединенные Штаты выступали в роли организатора глобальной системы сопротивления коммунистической экспансии. В этой системе ценность представлял любой союзник... С начала 90 годов, оставшись единственной военно-экономической сверхдержавой, Америка во внешней политике все больше полагается на собственные силы. В таких обстоятельствах долговременные союзы теряют значимость, и на первый план выступают различные группы стран, чьи геополитические интересы в данный момент совпадают с нашими».

По мнению Рональда Стила, в будущем Вашингтон будет вербовать союзников для достижения конкретных целей, диктуемых соображениями своей национальной безопасности. Поэтому основной упор будет делаться на двусторонние отношения, а не на те или иные международные альянсы. В частности, Стил предвидит сближение США с Китаем и Индией. Что касается Западной Европы, то он не уверен, что союзнические отношения с ней продлятся достаточно долго.

«Весьма долго», - решительно возразил ему директор программы европейских исследований университета Джонса-Хопкинса Дэвид Каллео: «Сейчас, возможно, как никогда раньше мы нуждаемся в массивных зарубежных кредитах, а их мы можем получить только от богатых стран. В настоящее время сложилась ситуация, когда кредиты поступают к нам не в форме инвестиций в реальную экономику, а в виде продажи американских краткосрочных облигаций центробанкам Японии и Китая. Если так будет продолжаться, мы рискуем стать еще одним примером в истории, когда ощущение собственного всемогущества оборачивается гибелью государства».

Старший аналитик Разведывательно-исследовательского бюро Госдепартамента профессор Кендалл Майерс не разделяет пессимизма Каллео. По его словам, тектонические сдвиги в мировом раскладе начались уже давно: «В известном смысле холодная война служила ширмой для системных перемен во многих странах. В результате Индия, Бразилия и Китай заняли место среди серьезных игроков на мировой сцене. Наши отношения с ними в дальнейшем будут только расширяться. Не следует сбрасывать со счетов и Россию по той причине, что она сейчас переживает болезнь роста».

По мнению профессора Пенсильванского университета Артура Уолдона, новизна ситуация заключается в том, что иракская военная кампания побудила правительства ряда стран всерьез думать - по примеру США - о возможности односторонней военной акции. «Насколько можно судить, определенные силы в китайском руководстве, в особенности военные, сочли, что Америка оказалась уязвимой, поскольку Вашингтон остро нуждается в дипломатической и иной поддержке Пекина, а поэтому Белый дом можно заставить пойти на уступки в тайваньском вопросе, - говорит профессор Уолдон. - Сюда добавился и северокорейский фактор. Пхеньян имеет в своем распоряжении ракеты типа «Нодонг», способные легко поразить Японию. В Японии действуют 53 атомные электростанции, представляющие собой лакомые цели. Если угрозу Северной Кореи не удастся ликвидировать, в ближайшие годы следует ожидать радикального перевооружения Японии».

Участники вашингтонской конференции по геополитике обсудили еще ряд важных аспектов, в частности - появление фактора терроризма в международных отношениях и амбиций мусульманского населения планеты. Подводя итоги, профессор Кендалл Майерс сказал: «Однополярный мир обернулся тем, что Америка оказалась перед лицом значительно более сложной мировой мозаики, чем раньше, и к ней нам еще предстоит привыкнуть».

XS
SM
MD
LG