Наряду с политическими и дипломатическими вопросами, доминирующими в отношениях Китая с Соединенными Штатами, торговля, как свидетельствуют американские официальные лица, также играет не последнюю роль. Дефицит Соединенных Штатов в торговле с Китаем, видимо, составит в этом году сто двадцать миллиардов долларов, что достигнет рекордного уровня для торговли американцев с другими странами.
На прошлой неделе, приветствуя прибывшего в Белый дом китайского премьер-министра Вэн Цзябао, президент Буш с восхищением говорил о развитии экономики Китая, которая, как он сказал, достигла в последнее время колоссальных успехов. По словам президента Буша, китайский экономический рост принес замечательные плоды Китаю и китайским торговым партнерам во всем мире. Однако, как заметил американский президент, рост китайской экономики должен осуществляться в соответствии с международными правилами в этой области: «Мы считаем, что увеличение благосостояния всего китайского народа обязано сопровождаться соблюдением Китаем всех правил и норм международной торговли и финансовой деятельности».
Это заявление Буша поддержал один из сотрудников американской администрации, попросивший не оглашать его имени. Он признал, что Китай на сегодня является самым быстрорастущим рынком сбыта американских товаров, но китайский экспорт в Соединенные Штаты растет еще быстрее. По словам этого американского представителя, Вашингтон считает, что американский рынок в большей степени открыт для китайского экспорта, чем рынок Китая - для товаров из США, то есть, существует некое несоответствие в открытости рынков.
Китайский премьер Вэн Цзябао по этому поводу сказал, что Китаю известно об огромном дефиците Соединенных Штатов в торговле с ним: «Китайское правительство со всей серьезностью относится к этому вопросу и предпринимает соответствующие меры, чтобы разрешить данную проблему».
Дисбаланс в американо-китайской торговле тесно связан с рядом других вопросов, которые, как ожидают, тоже станут предметом обсуждения на двусторонних экономических встречах между Китаем и Соединенными Штатами.
Дэвид О-Рир - главный экономист гонконгской торговой палаты, которая занимается также вопросами судоходства и экспорта, выражает надежду, что на экономических встречах обсудят разногласия, связанные с китайской валютой и недавно установленными американскими квотами на экспорт китайского текстиля.
Вашингтон утверждает, что Китай искусственно поддерживает низкий обменный курс своей валюты, юаня, чтобы китайские экспортеры таким способом получили преимущества в международной торговле. Поэтому предполагается, что президент Буш призовет китайского премьер-министра сделать надлежащие шаги по пути установления свободного курса юаня.
А, кроме того – предпринять конкретные меры для улучшения условий американо-китайской торговли.
Тем временем, в понедельник китайский министр связи подписал с американским министром транспорта Норманом Минетой пятилетнее соглашение о мореходстве. Как отметил Минета, это соглашение предоставляет американским компаниям в Китае такие же привилегии, которыми обладают китайские компании в Соединенных Штатах.
Одна из американских компаний, которая особенно много выигрывает от оживленной торговли между Китаем и Соединенными Штатами, это авиастроительный гигант «Боинг», договорившийся о продаже китайским гражданским авиалиниям тридцати своих авиалайнеров на общую сумму миллиард семьсот миллионов долларов. Ларри Дикинсон – вице-президент компании, занимающийся торговыми вопросами, высказывает надежду, что Китай станет одним из главных рынков сбыта для продукции Боинга: «Китайцы все больше и больше разъезжают по своей огромной стране. Все больше и больше китайцев выезжает заграницу. А это порождает спрос на увеличение парка самолетов гражданской авиации. По нашим данным, миллиард триста миллионов человек хотят передвигаться именно на самолетах».
А пока Дикинсон надеется на мощный американский экспорт в Китай, китайские товары наполняют западные рынки, в частности - американский рынок. И Соединенные Штаты добиваются, чтобы основной экспортный поток шел не к ним, а от них.