Линки доступности

Борьба за Потомак - 2003-12-13


Любое упоминание о пограничных спорах немедленно ассоциируется с конфликтом двух государств по вопросу демаркации земель. Но многие такие споры, а то и войны, ведутся из-за воды, причем не обязательно между разными странами. За примером далеко ходить не нужно: конфликт из-за реки Потомак, разделяющей штаты Мэриленд и Вирджиния старше самих Соединенных Штатов.

Внешней политикой занимается исключительно федеральное правительство США. Внутренние проблемы, как правило, решают местные власти штата, округа или города. И это порой вызывает раздоры между соседями, особенно когда речь идет о совместном использовании природных ресурсов.

Восточные штаты Мэриленд и Вирджиния дошли до суда в споре за право контролировать доступ к водам реки. «Потомак фактически является собственностью Мэриленда, - утверждает член легислатуры штата Мэриленд Джин Крайор. - Река разделяет два штата, но принадлежит Мэриленду».

Потомак был частью территории, ставшей позднее Мэрилендом, подаренной в 1632 году английским королем Карлом Первым. Первые разногласия по поводу реки были улажены в 1785 году. Вирджиния тогда получила право застраивать свою береговую линию и пользоваться доступом к ее ресурсам. Именно доступ к ресурсам снова стал яблоком раздора между двумя штатами.

В 1996 году Управление водных ресурсов вирджинского округа Фэрфакс обратилось к Мэриленду за разрешением продлить водозаборную трубу до середины реки, чтобы обеспечивать свежей водой более чем миллионное население трех округов. Это разозлило жителя Мэриленда школьного учителя Джона Мэтвина, который любит кататься по реке на каноэ. Вирджиния все глубже вторгается в акваторию Потомака, говорит он, потому что притоки реки уже загрязнены промышленными отходами: «Это довольно типичный пример невыполнения организацией своих функций. Управление водных ресурсов не занимается охраной истоков, хотя обязано это делать. А ведь только так можно сохранить воду чистой».

Чтобы не допустить нового строительства, Джон Мэтвин начал лоббировать мэрилендских политиков и активистов охраны среды обитания. Присоединившаяся к инициативе Джин Крайор обвиняет соседний штат в порче реки путем, как она выразилась, «необузданного развития»: «На очистку Потомака потрачена масса федеральных средств. Мы обязаны уважать проделанную работу и не допускать, чтобы к реке относились лишь как к источнику воды, не думая о наносимом ущербе».

Сначала Мэриленд отверг просьбу Вирджинии о сооружении водозаборной трубы. Вирджиния подала в суд. Тогда Мэриленд разрешил брать воду - но в ограниченном количестве. И хотя система водозабора была задействована ранее в этом году, Вирджиния передала дело в Верховный Суд.

В интервью «Голосу Америки» адвокат Стюарт Рафаэл сказал, что на карту поставлен доступ Вирджинии к воде: «Воды нам хватит, даже в случае наступления небывалой засухи, до 2020 года. Но потом понадобятся дополнительные источники воды, и штатам придется сотрудничать в этом вопросе».

Мэрилендский законодатель Джин Крайор указывает, что трения между двумя штатами существуют испокон веков и не ограничиваются водной проблемой. Системы налогообложения и политика развития штатов различны, говорит она и с усмешкой напоминает, что эти штаты сражались друг против друга в Гражданской войне полтора века назад. Отмечает Джин Крайор и то общее, что связывает оба штата: например, торговля, индустрия отдыха, транспорт, в том числе речной.

Свое решение Верховный суд примет не ранее чем к середине будущего года. А тем временем «тихий» Потомак продолжает свой путь в Чесапикский залив.

XS
SM
MD
LG