Если «Гора» не идет...
Одна из самых больших опасностей, подстерегающих ценителя высокого искусства кинематографа (в том числе и кинокритика), - ждать слишком много от какого-то выходящего на экраны фильма и его автора. Разочарование тем болезненнее, чем выше ожидания. Так случилось и с новым фильмом режиссера и сценариста Энтони Мингеллы «Холодная гора» («Cold Mountain»). Мингелла в свое время покорил меня своими полными поэзии, иногда пусть и мрачной, картинами «Английский пациент» и «Талантливый мистер Рипли».
Недостаток поэзии - вот, на мой взгляд, основная проблема столь ожидаемой картины «Холодная гора», в которой Мингелла снял в трех основных ролях таких замечательных актеров, как Николь Кидман, Джуд Ло и Рене Зеллвегер.
«Холодная гора» прослеживает судьбы трех людей, чья жизнь была покалечена Гражданской войной в Соединенных Штатах. Солдат-южанин Инман (Джуд Ло) после тяжелого ранения в сражении с северянами дезертирует и начинает долгий путь домой, в штат Северная Каролина, в городок под названием Холодная гора, к любимой женщине Эйде Монро (Николь Кидман).
Его путешествие по разоренной войной стране построено в переносном, а иногда в прямом смысле, как восхождение в гору - физическое и духовное. Уйдя на войну одним человеком, - патриотом Юга и энтузиастом войны с янки, - Инман, потрясенный увиденными им смертями и разорением, становится пацифистом, но жизнь заставляет его не раз снова браться за оружие.
Первая и последняя сцена боевых действий в начале картины делает заявку на куда более эпическое произведение, чем получился реальный фильм. Война в этой сцене показана как бессмысленная бойня, в которую вовлечены люди примерно одного класса и воспитания, не говоря уже об одном языке. Как ни странно, этот жестокий эпизод показался мне самым поэтичным по настроению, манере съемки, цвету и звуку. Но потом сюжетосложение и манера повествования сворачивают на несколько приевшийся голливудский реализм.
Я понимаю, что антивоенное послание фильма содержится и в центральной любовной истории между героями Кидман и Ло. Но Инман и Эйда представлены настолько заземленными, что их любовь никак не может сравниться с чувствами, проецировавшимися с экрана героями «Английского пациента».
Словно не доверяя заземленности любовной пары Инман-Эйда, автор делает персонаж Зеллвегер по имени Руби заземленным до гротеска. Руби - совсем не часть любовного треугольника. Она появляется в жизни Эйды, когда та, потеряв отца и не имея никаких навыков в хозяйстве, оказывается на грани моральной и даже физической смерти в тяжелых условиях американского захолустья. Руби, как ее играет Зеллвегер, - женщина, никогда не видевшая себя в зеркале. Мне показалось, что актриса несколько «пережимает», представляя Руби неотесанной деревенщиной. В фильме, где все так реально и чинно, Руби постоянно находится как бы на котурнах, что нарушает чистоту жанра.
Все выше сказанное не ставит своей целью представить этот фильм как некую абсолютную неудачу. Для любого крепкого американского режиссера это был бы несомненный успех. Но мы сейчас говорим о режиссере Мингелле.
Кинематограф - сегодняшний эквивалент мифов, творимых людьми во все времена. Не будет слишком смелым сказать, что Вторую мировую войну мы представляем не по хронике, а по фильму Спилберга «Спасение рядового Райана». Так и Гражданскую войну в Америке мы представляли по мифу фильма «Унесенные ветром». Я ожидал от Мингеллы, что он создаст новый миф, основанный на современном миропонимании и отвечающий нашим сегодняшним представлениям и эмоциональным нуждам. Кроме того, хотелось, чтобы англичанин итальянского происхождения Мингелла взглянул на американскую историю как бы со стороны, под новым, интересным углом.
Но этот оригинальный автор почему-то пошел проторенными голливудскими путями. Возможно, лежащая в основе сценария Мингеллы книга-бестселлер Чарльза Фрейзера «Холодная гора» оказалась слишком «американской» для более космополитического прочтения.
Хотя профессионально картина стоит достаточно высоко, но до пика мастер на сей раз, к сожалению, не дошел.