Линки доступности

Провал слияния «Сибнефти» и «Юкоса»<BR>Мнение эксперта - 2003-12-01


В пятницу появилось сообщение о решении нефтяной компании «Сибнефть» приостановить слияние с крупнейшей нефтяной компаний «Юкос». Российская фондовая биржа мгновенно отреагировала на это сообщение. Акции на бирже резко понизились, особенно это отразилось на стоимости акций «Юкоса».

Что побудило компанию «Сибнефть» в лице ее владельца, губернатора Чукотки Романа Абрамовича приостановить слияние с «Юкосом»? Эти вопросы мы решили обсудить с Маршалом Голдманом, известным американским экономистом, содиректором Центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете.

Когда появились сообщения о возможном слиянии крупнейших российских нефтяных компаний «Юкос» и «Сибнефть», Маршал Голдман предсказал, что этот процесс не будет таким гладким, как ожидалось. И он оказался прав. Что побудило Абрамовича приостановить процесс слияния двух компаний?

Маршалл Голдман:
Для этого есть много причин. Именно поэтому я высказывал скептицизм в отношении такой сделки, когда мы беседовали с вами последний раз. Российская антимонополистическая комиссия одобрила сделку, и все предполагали, что дело в шляпе. Мои подозрения основывались на том, что в России не всегда все так гладко, как кажется. Что касается этого дела, то уже тогда у главы «Юкоса» Михаила Ходорковского были трудности. Было ясно, что президент Путин делает вещи, которые идут во вред Ходорковскому. Главное подозрение у меня вызывал тот факт, что если слияние «Юкоса» с «Сибнефтью» состоится, новая компания позволит иностранным компаниям, в частности американской “Exxon-Mobil” приобрести часть ее акций. Этого Кремль не мог бы допустить. Следовало принять какие-то меры, чтобы сорвать весь процесс слияния. Кроме того, Ходорковский проявлял большую активность, вмешиваясь в политический процесс. Это и многое другое вызывало нервозность российского руководства.

Люсьен Фикс:
Были сообщения, что Абрамович летал в Израиль на переговоры с Леонидом Невзлиным о составе руководства новой компании «Юкос-Сибнефть», и что Невзлин высказал несогласие с предложениями Абрамовича.

М.Г.:
Ну, с Ходорковским, который сидит в тюрьме, нельзя вести деловые разговоры, а Невзлина, как вы заметили, сделали, если можно так сказать, опекуном его акций. Мне думается, что Абрамович, который во всем проявил готовность сотрудничать с Путиным, побаивался, что если он отступит от своей позиции, его может ожидать судьба Ходорковского. Поэтому, как мне кажется, он поехал на встречу с Невзлиным, чтобы попытаться достичь какой-нибудь договоренности. Ему очень не хочется гладить Путина против шерсти.

Л.Ф.:
Приостановка слияния «Юкоса» с «Сибнефтью» послужила причиной резкого падения стоимости акций на российской фондовой бирже. Почему это так отразилось на фондовой бирже, ведь эти две компании не единственные, которые участвуют в работе биржи. На бирже продаются акции тысяч компаний, которые с нефть не имеют ничего общего? М.Г.:
То, что происходит с «Юкосом» и «Сибнефтью» служит указанием на то, что те, кого Путин взял к себе в окружение в Кремль, особенно бывшие офицеры КГБ, недовольны тем, что происходит на фондовой бирже. Преобладает чувство, что то, что случилось с «Юкосом», может случиться с любым и каждым и не только в Москве или Петербурге, но и в глубинке России, где правительственные чиновники вмешиваются в деятельность частного сектора. Я был скептически настроен в отношении слияния «Юкоса» с «Сибнефтью», и я не согласен с теми, кто говорит, что история с «Юкосом» - уникальное явление. Я думаю, что последуют и другие подобные дела, когда правительство начет задавать вопросы о том, как те или другие олигархи стали такими богатыми. Именно этот вопрос я поднял в своей последней книге “The Privatization of Russia: Russian Reform Goes Awry” - «Приватизация России: крах российских реформ». Процесс приватизации был весьма хаотичным, и олигархи купили эти компании за бесценок. Это делает их уязвимыми и для Путина, и для его последователей, которые могут сказать: «Вы обманули государство, и мы хотим пересмотреть весь процесс приватизации.

Л.Ф.:
Как вы думаете, что у Абрамовича на уме? Не приостановил ли он сделку, чтобы не оказаться под тенью Ходорковского? Или он планирует прибрать к рукам «Юкос»?

М.Г.:
Скорее всего, второе. Но я в этом сомневаюсь, потому что Абрамович пытается сократить свою деловую активность в России. Большая часть его денег уже за пределами России. Английская футбольная команда «Челси» всего лишь небольшая толика богатства, которым он располагает. Березовский продал Абрамовичу свой пакет акций «Сибнефти» и живет за пределами России. Мне кажется, что Абрамович хочет последовать его примеру. Ему легче вкладывать свой капитал на Западе и не бояться стука в дверь в полночь или в пять часов утра. Что у Абрамовича на уме? Трудно сказать, но мне кажется, что он хочет жить свободной жизнью, путешествовать, скупать футбольные команды и смотреть футбол. У него столько денег, что ему хватит на несколько жизней.

XS
SM
MD
LG