Линки доступности

Экономическая реальность Грузии - 2003-11-30


Новое руководство Грузии предупреждает, что в стране может случиться экономический крах, если Запад ей своевременно не поможет.

Каждый день эта семидесятилетняя грузинка выстаивает по одиннадцать часов на грязных тбилисских улицах, продавая ручной вязки носки по два лари за пару, что по нынешнему валютному курсу соответствует примерно одному доллару. Поскольку ее мизерную пенсию не платят уже три месяца, она вынуждена продавать носки, чтобы как-то жить. Но доходов от продажи носков тоже не хватает на жизнь, поскольку ей нужно кормить не только себя, но и двух внуков школьного возраста.

Она рассказывает, что вышла на пенсию еще при Шеварднадзе и, соответственно, будет пенсионеркой при новом президенте Грузии, которого намечено выбрать в январе будущего года. Так что в ее положении принципиальных изменений не будет. Но она надеется, что новое грузинское руководство сумеет установить мир и стабильность в Грузии, что улучшит экономику страны и даст возможность выплачивать пенсию, которая в ее случае составляет, в пересчете с лари, примерно шесть долларов. Эту пенсию ей начислили за сорок пять лет работы сельским библиотекарем.

Невдалеке на той же улице среднего возраста женщина продает миниатюры и сувениры. По ее словам, недавний оппозиционный митинг на несколько дней прервал ее торговлю, поскольку она приняла в нем активное участие и тогда вообще не торговала. Но потеря выручки ее не очень огорчает. Ей важнее, каким будет новое правительство Грузии.

А в нескольких метрах цветочница продает маргаритки и хризантемы. Роз, этого непременного компонента уличной цветочной торговли, почему-то у нее нет.

«Нет, - отвечает она, - не распродала, а просто перестала продавать розы». Розы стали слишком дороги для ее обычных покупателей. Розовый бутон стоит два грузинских лари, то есть - один доллар, а за эти деньги можно купить три-четыре других цветка, что ее покупатели и делают. Цветочница, улыбаясь, добавляет, что все розы пошли на празднование «розовой революции» в Грузии, названной так за ее мирный характер.

Михаил Саакашвили - лидер объединенной национальной оппозиции, возглавивший уличные протесты, которые привели к отставке Шеварднадзе, обещал, что, если его изберут президентом Грузии, он, по меньшей мере, на год отменит налогообложение малого предпринимательства, чтобы поддержать кустарей, ремесленников и мелких торговцев. Это - главный пункт его политической программы, которую он выдвинул от имени объединенной оппозиции как ее кандидат в президенты.

Владелец маленького винного магазина, расположенного около здания парламента на главной тбилисской улице, проспекте Руставели, надеется, что Саакашвили выполнит свое обещание. Он утверждает, что малое предпринимательство в Грузии должно расцвести после революции, свергнувшей правительство Шеварднадзе, которое повсеместно считалось насквозь коррумпированным.

Надежды на расцвет малого предпринимательства связаны, в основном, с ожиданием новой системы налогообложения, которая должна быть лучше, чем она была при Шеварднадзе. Та фискальная система заставляла предпринимателей скрывать или отдавать большую часть своих доходов.

Недавние статистические данные показывают, что более половины работоспособного грузинского населения не имеет работы, и что большинство грузин живет в нищете, поскольку их среднемесячный доход составляет около пятидесяти долларов в месяц.

XS
SM
MD
LG