Плохой улов
Фильм режиссера Тима Бертона «Большая рыба» (Big Fish), как и другие картины этого особняком стоящего в американском кино автора, можно назвать поэтичным. Но печальный парадокс состоит в том, что эта картина оказалась наиболее заземленной из репертуара Бертона. Хотя, если подойти к разбору этого произведения формально, то в нем очень много претензий на фантазию, как и в других фильмах Бертона, но почему-то после просмотра не ощущаешь возвышающего обмана поэзии.
Этой картиной Бертон как бы завершает трилогию об американских чудиках, объединенных по существу одним именем. Это «Эдвард Руки-Ножницы» и «Эд Вуд» с Джонни Деппом в заглавных ролях и, наконец, «Большая рыба», героя которой зовут Эдвард Блум. Если раньше один Джонни Депп сыграл двух Эдвардов, то в «Большой рыбе» одного Эдварда играют два актера - Альберт Финни и Юэн Макгрегор.
Макгрегор очень похож на молодого Альберта Финни, но в фильме это сходство не читается, поскольку Финни играет довольно обрюзгшего пожилого человека, находящегося на пороге смерти. Его сын (Билли Крадуп), преуспевающий американский журналист, работающий в Париже, приезжает проститься с отцом, которого он почти не знает, поскольку вырос в его отстутствие в деловых разъездах. Все, что он знает об отце, сын считает фантазиями странного человека, теперь лежащего на смертном одре.
Многие из этих фантазий режиссер воспроизводит визуально, и, как ни странно, именно эти сцены, где молодого Эдварда Блума играет Макгрегор, оставляют самое тягучее ощущение, хотя автор старается подать их наиболее изощренно. Эта утрированная реальность «охотничьих» рассказов отца уступает по поэтичности немногим реалистическим сценам. Мне показалась наиболее поэтичной сцена похорон героя в финале, хотя она снята почти в документальной манере. Без всякого манерничанья и ненужной стилизации.
Я не хочу сказать, что Тим Бертон должен стать реалистом, что это у него теперь лучше получается, чем более привычный ему и нам сюрреализм. Но, поскольку Бертон пытается в «Большой рыбе» спуститься на Землю, при этом витая в облаках, то результат получается противоречивый.
Формально картина - о поиске утраченного времени. Сын пытается разобраться, кто же такой его уходящий в вечность отец: неисправимый враль, искренний фантазер или человек с банальной судьбой, пытающийся приукрасить ее красивой выдумкой?
Тим Бертон старается показать нам, что проза жизни при правильном (в данном случае восторженном) отношении может легко стать поэзией бытия. Но то, как это подано в фильме, не доказывает эту мысль.
Отменные актеры - Финни, Макгрегор, Джессика Лэнг (жена Блума), Дэнни Де Вито (хозяин цирка, этакая смесь Карабаса-Барабаса с пуделем Артемоном) и другие - все представляют правильно и профессионально. Но до конца фильма в нем так и не пробивается искра художетсвенного таинства, когда неведомая сила уносит тебя в другое измерение.
Я честно пытался уловить в картине какую-то особую философскую загадку, вроде той, что рыба - символ Христа. Но это будет явной натяжкой, поскольку наш герой Блум куда больше напоминает барона Мюнхаузена, чем кого-либо другого.
Написал это и подумал: вот если бы за этот сюжет взялся автор «Мюнхаузена» и «Бразилии» режиссер Тэрри Гиллиам! Вот уж кто мастер поэтизации реальности!
Понимаю, что, достигнув среднего возраста, когда проблемы собственной смертности на фоне ухода родителей становятся актуальными, Тим Бертон хочет разобраться и в себе, и в своих отношениях с миром. А также понять, в каком мире, в какой стране он живет. Но взрослые вопросы остаются неотвеченными в том инфантильном мире, который создает на экране автор. Ему явно недостает иронии в препарировании нашей сегодняшней реальности и причуд американского образа жизни.
Автор вышел на художественную рыбалку с неправильными снастями. Поэтому улов получился плохим.