По словам президента России Владимира Путина, намеченное ранее сокращение российских вооруженных сил, в основном, завершено. Между тем, некоторые эксперты считают, что российская военная реформа не привела к существенным переменам.
Выступая недавно в Москве на конференции, посвященной военной реформе, президент Путин объявил, что раздутая российская армия превращена в сжатую и мобильную боевую силу, и дальнейших ее сокращений не потребуется. На заключительном этапе военной реформы, согласно Путину, будет изменен способ вербовки в вооруженные силы: на смену воинской повинности придет система добровольной службы по контракту. Кроме того, произойдут улучшения в области экипировки и обучения вооруженных сил.
Российский президент говорил также о необходимости поднять на качественно новый уровень боевую подготовку войск и военное планирование.
В октябре российское радио начало передавать новую песню, созданную с целью улучшить имидж российской армии. С октября эта песня заняла едва ли не первое место в списке российских музыкальных хитов.
Военные эксперты, однако, сдержанно оценивают результаты путинской реформы, причем некоторые из них относятся к ней глубоко скептически.
Сотрудник «Ежедневного журнала» Александр Гольц утверждает, что произведенные перемены не привели к отказу от советской военной доктрины:
«Ясно, что военные понимают военную реформу лишь как сокращение состава вооруженных сил. Перемены не коснулись таких ключевых вопросов, как гражданский контроль над вооруженными силами, реформа военного обучения, реформа офицерского состава, изменения в формировании вооруженных сил, и многих других вопросов. Военные же говорят, что реформа сводится лишь к сокращению армии. В итоге в России сохранилась военная машина советского образца - меньшего размера и гораздо менее эффективная».
С Александром Гольцем, в принципе, согласен и военный советник при российском правительстве Николай Михайлов, который принял участие в недавней дискуссии о военной реформе.
«В вооруженных силах проведена колоссальная работа на протяжении последних нескольких лет по обоснованию путей реформирования вооруженных сил, - сказал Михайлов. - Но, к сожалению, нельзя сказать, что такая же работа проведена в иных силовых ведомствах. И если здесь эти процессы не будут синхронизированы, то рассчитывать на успех реформирования весьма и весьма трудно».
Как заявил президент Путин, реформа российских вооруженных сил должна подготовить их к более тесному сотрудничеству с НАТО. За последние два года Москва установила более близкие отношения с Североатлантическим альянсом и согласилась сотрудничать с ним в таких областях, как борьба с терроризмом, нераспространение ядерных вооружений и участие в миротворческих операциях.
Но, несмотря на потепление отношений с НАТО, российское министерство обороны выпустило недавно документ, в котором говорится, что Россия должна принять «наступательную доктрину» с целью противостоять влиянию западного альянса. Российское военное ведомство нередко высказывает более жесткие взгляды, чем те, что провозглашаются Кремлем, но выраженная им враждебность к НАТО вызвала удивление и у обозревателей, и у политиков.
Документ министерства обороны встревожил, в частности, члена думской комиссии по вопросам безопасности Андрея Кокошина, выступившего на недавней дискуссии в Москве: «Очень опасная тенденция. Причем тенденция, которая как бы восстанавливает, в известной степени - конечно, в других измерениях, в других параметрах - то, что существовало в 50-60 годы. Теперь, в последние, буквально, полтора-два года мы наблюдаем восстановление роли ядерного оружия, как потенциально и средства ведение боевых действий. Хотя, конечно, совершенно в других масштабах…»
Между тем, аналитик Александр Гольц считает новую военную доктрину министерства обороны не более чем политической уловкой: «Во всей этой разноголосице я вижу одну тенденцию: российским генералам позарез нужен враг, сильный противник, чтобы оправдать необходимость в вооруженных силах советского типа».
Российский президент не высказал прямо своего мнения о документе министерства обороны, но заявил, что Россия оставляет за собой право развивать свой собственный оборонный потенциал, особенно если в международной практике получит дальнейшее применение принцип превентивного использования военной силы.
«Россия последовательно борется за укрепление системы международного права, - сказал Путин, – добивается самого широкого сотрудничества с зарубежными государствами и международными организациями в сфере безопасности. Но это не значит, что мы должны уделять меньше внимания и, тем более - отказываться от развития нашего оборонного потенциала. В конечном счете, этот потенциал является гарантом суверенитета и безопасности России».
Тем временем в российской Госдуме началось обсуждение законопроекта, предусматривающего введение обязательного военного обучения во всех российских школах. Этот предмет исчез из школьной программы после распада Советского Союза и преподавался на добровольной основе и с согласия родителей.
Президент Путин поддерживает этот законопроект, считая, что его принятие восстановит уверенность общества в вооруженных силах. Между тем, другие говорят, что это было бы еще одним шагом назад в советское прошлое.