В меморандуме, датированным 16 октября, Рамсфелд отмечает, что в глобальной войне с терроризмом «мы еще не сделали по-настоящему смелых шагов». Разгром «Аль-Кайды» был неполным: «слишком много» боевиков остается на свободе, отслеживание талибов идет «медленно», а наступление на связанную с аль-кайдовцами группировку «Ансар аль-Ислам» в Ираке «только началось». Выразив уверенность в конечной победе сил коалиции в Афганистане и Ираке, Рамсфелд предупреждает: «Самая трудная работа еще впереди».
Меморандум, адресованный заместителям министра и высшему генералитету, впервые появился в газете «Ю-эс-эй тудей». Представитель Пентагона не отрицал подлинность документа. В нем Рамсфелд обращает внимание своего ближайшего окружения на следующие тревожные аспекты. Число террористов, которых удается уничтожить силам коалиции, меньше того, что готовит террористическое подполье. В этой связи министр предлагает рассмотреть возможности перекрытия каналов финансирования радикальных исламских школ-медресе, ставших кузницами кадров для террористов.
По словам шефа Пентагона, Соединенные Штаты направляют «сравнительно мало усилий на долгосрочное планирование войны с глобальным террором». При этом «счет прибылей и убытков складывается не в нашу пользу. Мы тратим миллиарды, а террористы – миллионы». В этой связи министр задает вопрос: не следует ли реорганизовать борьбу с терроризмом на новой основе и создать для этого особую структуру?
Меморандум вызвал фурор тем, что оценки Рамсфелда в нем резко расходятся с часто бравурными сообщениями администрации Буша о прогрессе в войне с терроризмом. В четверг Дональд Рамсфелд разъяснил смысл разосланного документа. Беседуя с журналистами по окончании встречи в Конгрессе, министр подчеркнул, что его меморандум представляет собой не оценку предпринятых акций, а приглашение к выдвижению новых идей: «Время от времени кто-то должен сказать громадному аппарату: давайте-ка остановимся и поднимем глаза к горизонту. Что нас ждет впереди? Всё ли мы делаем как надо? Не стоит ли подумать над переменой в привычном мышлении?
Схожим образом оценил меморандум и один из его получателей, глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс: «Этот меморандум, по сути, отражает обычный подход к делу. Наш босс очерчивает круг вопросов, над которыми нам следует задуматься. В частности, достаточно ли мы изменились, чтобы противостоять угрозам XXI века, перед лицом которых мы оказались?»
Журналисты также спросили Рамсфелда, не считает ли он уместным отстранить от должности заместителя начальника разведывательного управления Сухопутных войск генерал-лейтенанта Уильяма Бойкина на время расследования его выступлений перед церковной аудиторией. Генерал, в частности, назвал войну с терроризмом «столкновением между христианством и исламом»; администрация Буша многократно опровергала эту идею.
Рамсфелд ответил, что намерений отстранить генерала Бойкина от должности у него нет; ранее министр с похвалой отзывался о безупречном послужном списке бывшего десантника, который принес извинения за свои слова и обещал больше не выступать перед религиозными аудиториями.