Линки доступности

Битая карта оппозиции - 2003-10-21


Итак, итоги октябрьских выборов президента Азербайджана официально признаны Евросоюзом. Можно сказать, что мировое общественное мнение считает ныне победу Ильхама Алиева свершившимся фактом.

Признание состоялось, несмотря на кровавые схватки, разыгравшиеся на прошлой неделе на бакинских улицах между оппозицией и стражами порядка; несмотря на выявленные нарушения и на протесты; невзирая на множество арестованных в результате волнений участников протестов. Как заявил в субботу журналистам в Баку избранный президент Азербайджана Ильхам Алиев, «те люди, которые участвовали в беспорядках в столице, руководили ими, подталкивали людей к незаконным акциям, будут отвечать перед законом».

Некоторые известные сторонники партии «Мусават» запросили политического убежища в Норвегии. Можно предполагать, однако, с большой степенью вероятности, что значительных репрессий против Исы Гамбара и мусаватистов не будет: Ильхам Алиев нуждается в легитимности и тут - самое время проявить милость к падшим.

Победа Алиева стала первым прецедентом передачи власти наследнику на просторах СНГ, символизируя утверждение специфической модели полуавторитарной наследуемой демократии на постсоветском пространстве. Это не хорошо и не плохо, таковы политические и психологические реалии постсоветского Азербайджана, страны, где все-таки существует толика гражданских свобод, есть оппозиция и гласность в средствах массовой информации. В конце концов, это ничем не хуже авторитарной демократии египетского образца, где Хосни Мубарак с завидным постоянством побеждает на выборах уже на протяжении 20 с лишним лет.

В Ильхаме Алиеве сопредельные страны и великие державы видят каждая свое. Бывший комсомолец и сын харизматического лидера Гейдара Алиева показал себя умелым и властным менеджером, фактически руководя нефтяной отраслью страны. Он символизирует преемственность власти и не должен допустить потрясений, подобно непредсказуемому Эльчибею в прошлом.

Соединенные Штаты располагают в Азербайджане существенными экономическими интересами и потому уже около полугода назад выразили на разных уровнях поддержку идее плавной передачи власти Ильхаму Алиеву от Гейдара Алиева.

Проект строительства трубопровода для транспортировки черного золота по маршруту Баку - Джейхун во многом был средством давления на Россию, дабы держать Азербайджан на почтительном расстоянии от Москвы. Во многом именно поэтому его, так и не состоявшееся осуществление столь долго лоббировали американские корпорации и государственный департамент США.

Россия опасается чрезмерного дрейфа Азербайджана на Запад и потому откровенные западники, подобные Расулу Гулиеву, и националисты Иса Гамбар и Али Керимли потенциально были бы худшими партнерами для Москвы, нежели прагматичный Ильхам Алиев. В мгновение ока Москва забыла об опальном Аязе Муталибове.

Даже Иран благосклонно смотрит на смену власти в Баку, ибо Ильхам Алиев пообещал не предоставлять азербайджанскую территорию для враждебных операций против Тегерана.

Единственное слабое место нового президента Азербайджана - это карабахский вопрос. Оккупация значительной части территории Азербайджана Арменией делает невозможным восстановление азербайджанского статуса Карабаха не только с позиции силы, но даже на равных. Между тем, незадолго до избрания на пост президента Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан никогда не согласится на какой-либо вариант урегулирования, в основе которого будут лежать так называемые принципы существующих реалий, и не уступит ни пяди своей территории.

Урегулирование же может базироваться лишь на компромиссе. Движение к такому компромиссу было обозначено на встречах между Робертом Кочяряном и Гейдаром Алиевым в 2001 году на острове Ки Уэст во Флориде. Захочет ли Ильхам Алиев вернуться к сдержанным формулировкам Ки Уэста или предпочтет воинственную риторику? Это покажет его президентство.

XS
SM
MD
LG