Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 63 - 2003-10-07


Записи, звучащие в программе:

“Wild Man Blues”. Фердинанд Джозеф Мортон
“Georgia swing”. Фердинанд Джозеф Мортон
“Lover, Come Back to Me”. Оскар Хаммерстайн, Зигмунд Ромберг. Аранжировка Диззи Гиллеспи.

Сегодняшнюю встречу я посвящаю истории американского джаза, запечатленной на компактных дисках.

Как известно, в 20 годы центром музыкальной жизни Соединенных Штатов (я имею в виду джаз) стал Чикаго. К Нью-Йорку этот титул перейдет позднее. Примерно к этому времени относятся и первые записи Джелли Ролл Мортона, свидетельствующие об абсолютно сложившемся стиле и зрелости музыканта. Что, в общем-то не мудрено: карьеру профессионального пианиста Джелли Ролл начал в двенадцать лет в Ново-Орлеанском районе «красных фонарей». В то время в его репертуаре были французские кадрили и легкие оперные мелодии, популярные песенки и танцы.

Запись мелодии «Блюз непокорного», открывшая сегодняшний выпуск Джазового клуба, была сделана в Чикаго в 27 году с оркестром “Red Hot Peppers” («Красные острые перцы» - приправа, без которой невозможно вообразить ни одного блюда южной ткухни). Ко времени записи на счету Джелли Ролл Мортона, который в четырнадцать лет начал жизнь бродячего музыканта, были выступления в городах Миссисипи и Алабамы, Флориды и Луизианы. Он играл с менестрелями в Мемфисе, Сент-Луисе и Канзасе, побывал в Нью-Йорке - о его выступлении в 1911 году есть свидетельство пианиста и композитора Джонсона Джеймса Прая.

За годы странствий Мортон впитал в свое творчество множество музыкальных стилей и идиом: блюзы и рэгтайм, религиозные гимны и популярне пееснки, испанские мелодии Карибского побережья и спиричуэлс - все переплавлялось и сплавлялось в его игре, образуя нечто совершенно новое и самостоятельное, все больше напоминающее то, что теперь мы называем словом «джаз». Запись композиции «Суинг Джорджии» Джелли Ролл Мортон, который без ложной скромности - и не без оснований - утверждал, что именно ему принадалежит честь изобретения джаза, сделал уже со своим собственным оркестром. К этому времени за ним закрепилась репутация не только блистательного пианиста, но и незаурядного композитора и аранжировщика.

Позднее, когда его слава пошла на убыль, многие композиции Мортона обрели новую жизни в репертуаре известных оркестров и солистов, в частности - в репертуаре Диззи Гиллеспи.

Разумеется, вы понимаете, что в одну встречу мне не вместить рассказа о таких двух самобытных и больших величинах. Так что, сначала запись Диззи, а рассказ о нем - в одной из следующих встреч Джазового клуба. «Вернись ко мне, возлюбленная». Сделана запись 29 декабря 1948 года в Нью-Йорке.

XS
SM
MD
LG