Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-10-03


Невеста была в желтом

Лет тридцать или больше тому назад на «тайном» просмотре в рижском Доме кино я увидел французский фильм «Невеста была в черном» с великолепной Жанной Моро в главной роли.

С тех пор прошло много лет и фильмов, довелось на американских берегах встретиться и с уже постаревшей, но по-прежнему завораживающей Жанной Моро, но о картине, которая не причислена к классике, я вспомнил, увидев новый фильм Квентина Тарантино «Убить Билла. Том 1» (Kill Bill. Vol.I).

Дело в том, что, несмотря на то, что Тарантино в недавней беседе со мной клялся, что не видел «Невесту», его фильм сюжетно очень сходен с французским. Жанна Моро в «Невесте» играет... невесту, жениха которой убивают (правда, ненамеренно) пятеро великовозрастных обормотов, баловавшихся с оружием. Облачившись из белого подвенечного в траурное черное, героиня Жанны методично и извращенно-изысканно убивает то ли всех пятерых виновников ее несчастья, то ли четырех из пяти, сейчас не помню.

В фильме Тарантино Ума Турман, которую в картине так просто и величают «Невеста» (The Bride), была расстреляна в часовне прямо во время брачной церемонии, в белом платье, оттопыривавшемся от будущего ребенка.

Поскольку Тарантино чужд последовательному, линейному сюжетосложению, мы до конца его первого кинотома так и не узнаем, почему ее убивали и кто такой Билл. Но от этого удовольствие от фильма не уменьшается.

Однако об удовольствии позже: сначала о видимо случайном сходстве французского и американского фильмов. «Невеста» Турман, пролежав 4 года в коме в больнице, где ее безжизненное тело продавал извращенцам грязный человечек-санитар, просыпается... от укуса комара и приступает к отмщению по списку.

Мы потихоньку и по одному узнаем членов особой группы киллеров со змеиными кличками, членом которой была и Невеста, она же киллер Black Mamba. В первом «томе» Ума-Мамба расправляется с двумя из них.

Сюжет, конечно, незамысловатый. Но когда имеешь дело с режиссером Тарантино, Голливуд, славный своими складными историями про то про се, уступает место празднику новаторского кинематографа.

Я очень боялся, что после шести лет «творческого отпуска», взятого Тарантино после его не самой блестящей картины «Джеки Браун», режиссер, как многие предсказывали, окажется дутой величиной. Ан нет! Простой не превратился в застой! И перед нами в лице Тарантино предстал «зубр» авторского кино, хотя, как гордо извещают начальные титры «Билла», это «четвертый фильм Тарантино».

Если для кого-то этот фильм режиссера «всего четвертый», то для меня - «уже четвертый», ибо творчество таких талантов, как Тарантино, не измеряют количеством обнародованных опусов.

С первых кадров, даже с титров понимаешь, что тебя будут удивлять. Автор (Тарантино написал и сценарий фильма) сразу же заявляет свой основной прием этой картины - постоянный контрапункт (читайте другого Сергея - Эйзенштейна!) изображения и звука. Музыка эклектичная, из разных эпох и стран, не дает принимать все происходящее всерьез, как бы комментируя невозможность того, что мы видим на экране, в реальной жизни.

А мы видим, как Невеста-Турман, одетая в ярко-желтый тренировочный костюм с темными полосами на штанах и рукавах (вроде тех, что любят носить в России качки!), расправляется не только с парой суперкиллеров, но и походя самурайским мечом (да, чуть не забыл: почти весь фильм мы проводим в Японии) косит десятки рядовых бойцов японской мафии-якудзы, главой которой стала ее бывшая коллега и неудавшаяся убийца.

Иногда так и хотелось задать японским мальчикам в черных костюмах, белых рубашках и черных галстуках (как будто все они вышли из первого фильма Тарантино «Бешеные псы»), вопрос: «Ну, где твой черный пистолет?». Да пристрелил бы ты это белокурую бестию, пока она тебя не располосовала надвое!

Но если бы мальчик вел себя как Харрисон Форд, пристреливший арабского бойца с кнутом в одной из серий «Индианы Джонс», то тогда не было бы и самого первого тома тарантиновской «Войны и мира».

Ой, извините, «Война и мир», конечно, совсем другая книга! Впрочем, как и современный роман, обязанный многим и Толстому, фильм Тарантино свободно играет временем и пространством, удивительно сочетая изысканную визуальную форму с новеллистическим повествованием. Хотя нас ждут только два «тома» (не две серии!) фильма, его легко представить в форме литературного сериала, каковым не гнушались и «сами» Диккенс с Достоевским.

Особый талант Тарантино заключается в удивительной способности смешивать литературные жанры с самыми экзотическими жанрами кино. «Убить Билла» по стилю, уровню насилия на экране приближается к популярным самурайским фильмам или гонконгским триллерам. Но даже если вы начнете смотреть картину не с самого начала, то поймете, что этот киножанр носит имя одного человека - Квентин Тарантино.

XS
SM
MD
LG