Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-09-26


Любовные игры хищников

Новое - это хорошо забытое старое. Но очень приятно, когда хорошее старое становится хорошим новым - как это произошло в случае с новой романтической комедией «Невыносимая жестокость» (Intolerable Cruelty).

Фильм поставлен режиссером Джоэлом Коэном по сценарию, написанному им в содружестве с братом Итаном Коэном, который, кроме того, выступает в качестве продюсера картины. Формально среди сценаристов значатся еще Роберт Рэмзи и Мэттью Стоун, но мы-то знаем, что братья Коэны - одни из немногих деятелей американского кинематографа, которых можно обозначить словом «автор». Независимо от места в титрах или наличия формальных соавторов, именно они - оба в равной степени - являются создателями своих фильмов, и мир их знает именно в качестве таковых.

«Невыносимая жестокость» на сегодняшний день, пожалуй, самая коммерческая картина Коэнов, но братья не были бы самими собой, если бы не сказали своего собственного слова в подзабытом в американском кино жанре screwball comedy, который в своей основе имеет «войну полов», представленную в виде конфронтации равных по интеллекту и остроумию мужчин и женщин.

Этот жанр был предан почти полному забвению из-за сдвига демографических реалий. Я не думаю, что в сегодняшнем мире меньше умных мужчин и женщин, заинтересованных друг в друге, чем в 30-х - 40-х - 50-х годах, когда этот жанр процветал. Но в течение долгого времени новая демография кинозрителей, среди которых доминировали подростки и недоросли постарше, делала практически невозможным появление таких фильмов, как «Невыносимая жестокость».

Коммерческий успех ряда недавних фильмов для «взрослых», вызванный отчасти «постарением» аудитории, в которой стало так много «бэбибумеров» (родившихся в первые послевоенные годы людей), заставил Голливуд порыться в корзине старых жанров, и «Невыносимая жестокость» тому яркий пример.

Но братья Коэны не были бы братьями Коэнами, если бы не сделали фильм в старом жанре, но со своим собственным, новым видением. Если недавняя провалившаяся в прокате стилизация screwball comedy «Долой любовь» (Down with Love) тщетно пыталась проэксплуатировать и возродить жанр вплоть до стилизации мебели и костюмов под 50-е годы, Коэны смело прилагают лучшие и проверенные годами элементы жанра к современной ситуации.

Дело в «Невыносимой жестокости» происходит в наши дни, и ее героями являются насельники существующих на карте США Беверли-Хиллс, Малибу и других пределов Большого Лос-Анджелеса, где обитают особо опасные породы зверя по имени Homo Sapiens.

C первых кадров авторы, говоря хоккейным языком, вбрасывают нас в пир хищников. Хотя формально картину называют романтической комедией, она все-таки не вполне о романтике и любви, хотя, как известно, в живой природе хищники разного пола тоже не чужды взаимного влечения.

Главные герои картины адвокат Майлс Мэсси (Джордж Клуни) и «серийная» жена Мэрилин Рексрот (Кэтрин Зета-Джонс) встречаются в связи с разводом Мэрилин с ее мужем Рексом (Эдвард Херманн). Муж с его собачьим именем и ведет себя как блудливый пес, что дает хищной Мэрилин повод для попытки отсудить у него порядочный куш при разводе. Но Майлс стоит на страже интересов клиента (и своих тоже!), и Мэрилин остается без копейки.

Но эту английскую... o-o-ps! чуть не сказал кого... так просто не возьмешь. Тем более что Майлс, несмотря на свои успехи в деле разводного сутяжничества, ощущает пустоту своего существования. И Мэрилин, которая, к чести сказать, тоже не чужда некоторой рефлексии, делает все, чтобы обвести увлекшегося ею адвоката вокруг своего наманикюренного пальца.

Не буду вдаваться в детали, скажу только, что эти два хищника стоят друг друга. Но, слава богу, фильм поставлен братьями Коэнами, иначе было бы не избежать финального потока голливудского сиропа. Вместо этого два очень красивых и хороших актера - Клуни и Зета-Джонс - до обязательного финального поцелуя в диафрагму ведут изысканную, хотя и очень аморальную игру, оставляя нам пространство для размышлений. В соответствии с жанром не очень глубоких.

Авторы и актеры делают героев достаточно симпатичными, чтобы мы могли быть в них заинтересованы на все время демонстрации фильма. Все же, по большому счету, любовь в среде хищников - не наша проблема.

Да, «богатые тоже плачут». Да, богатые тоже смеются. Мне, однако, было куда интереснее смотреть, как братья Коэны делают кино, чем ждать ответа на традиционный вопрос: «А они поженятся?»

XS
SM
MD
LG