Линки доступности

Джазовый клуб, Выпуск 61 - 2003-09-21


Записи, звучащие в программе:

"Moment's Notice". Джон Колтрейн
"Always". Ирвинг Берлин
“I Mean You”. Телониус Монк. Из диска Майкла Брэкера и трио Маккоя Тайнера “Infinity” - «Бесконечность»

Сегодня я хочу обратиться к одному из тех творческих союзов, о которых принято говорить, по аналогии с союзами брачными, «благословен небесами» - союзу пианиста Маккой Тайнера и саксофониста Майкла Брекера.

Имя Тайнера стало изветно любителям джаза в начале шестидесятых годов прошлого века, когда он начал играть с квартетом Джона Колтрейна, оказавшего огромное влияние на развитие современного джаза.

«Очень долго время меня вообще не воспринимали в отрыве от Джона, - говорит Тайнер.- Я был счастлив работать с этим великим музыкантом, но наступил момент, когда я почувствовал необходимость выявить свою собственную творческую индивидуальность и уж во всяком случае - отойти от устоявшегося воспрития того, что я представляю собой как музыкант».

За четыре десятилетия, прошедшие с тех пор, Тайнер стал, подобно кумирам своей молодости Телониусу Монку, Баду Пауэллу и Арту Тэйтуму, одним из самых влиятельных музыкантов современного джаза.

Творчество Колтрейна оказало несомненное влияние не на одного Тайнера: у него учатся, им восхищаются, ему подражают, им вдохновляются все новые поколения музыкантов. Саксофонист Майкл Брэкер утверждает, что вообще не стал бы музыкантом, не услышь он в юности квартет Колтрейна. «На мой взгляд, - говорит Брэкер, - это одна из сильнейших групп века. Вот почему когда Маккой Тайнер, живая легенда джаза, на протяжении целых шести лет игравший с Трэйном, предложил мне сделать запись с его трио, я был не просто счастлив, я был потрясен. И, разумеется, принял его предложение, ни секунды не колеблясь».

В отличие от Тайнера, к Брэкеру известность и слава пришли незаслуженно поздно: свой первый сольный альбом он записал лишь в 87 году, хотя уже в семидесятых он стал известен как руководитель группы «Брэкер бразерс», в которой работал его брат, трубач Рэнди. Имя Майкла часто связывают с направлением «фюжэн», и лишь в конце восьмидесятых - девяностых годах он был оценен по достоинству и как последовательный представитель классических джазовых традиций.

Следует упомянуть, что хотя Майкл и Маккой - оба филадельфийцы, им, как это ни странно, ни разу не доводилось играть вместе. Они восхищались друг другом на расстоянии и встретились лишь в 96 году, когда им довелось выступать вместе в джазовом клубе в Окланде. Эта встреча с очевидностью обнаружила глубокое взаимопонимание и эмоциональную связь, существующую между музыкантами.

«Это был настоящий кайф, - вспоминает Тайнер, - Разумеется, естественным продолженим этой встречи должна была стать совместная запись. Моя догадка, что она станет удивительным и радостным опытом, подвердилась вполне. Мы понимали друг друга с полуслова, потому выбор композиций, вошедших в диск был единодушен».

Отвечая сегодня на вопрос, что изменилось с годами в их отношении к творчеству, оба единодушно свидетельствуют, что со зрелостью к ним пришло осознание того, что ничего важнее способности получать наслаждени от игры - нет. Способности быть счастливым, независимо от того, что говорят критики или кто бы то ни было еще.

В композиции, которая завершит нашу сегодняшнюю встречу, незримо присутствует дух гениального Трейна, которым не устают восхищаться исполняющие ее Майккой Тайнер и Майкл Брэкер. Трейна, который был наделен этой способностью - получать наслаждение от игры - сполна.

XS
SM
MD
LG