В преддверии второй годовщины трагедии одиннадцатого сентября звучали заявления, что безопасность Америки сегодня крепче, чем год назад. В стране создана глубоко эшелонированная система защиты от терроризма. Одним из ее звеньев является оснащение огнестрельным оружием пилотов пассажирских самолетов.
Том Ридж - бывший губернатор Пенсильвании - ныне возглавляет вновь созданное Министерство внутренней безопасности, в котором имеется подразделение безопасности на транспорте.
«Мы не можем гарантировать, что новых терактов не будет, - говорил Ридж, выступая в вашингтонском научно-исследовательском институте “American Enterprise”. - Но вероятность их возникновения уменьшена, и мы сегодня гораздо лучше, чем два года назад подготовлены к реагированию на всевозможные чрезвычайные ситуации. Рискну сказать, что внутренняя безопасность Америки никогда не была столь надежной, как сегодня… Усовершенствована, среди прочего, безопасность на воздушном транспорте, - продолжал министр. - Так, пилоты получили огнестрельное оружие; усилены двери кабины, отделяющие летный состав от пассажиров; увеличено число охранников, сопровождающих рейсы; создана многотысячная хорошо обученная армия багажных инспекторов».
Том Ридж объявил, что намерен просить о дальнейшим увеличении штата вооруженной охраны рейсов.
Сотрудник института “American Enterprise” Джон Лотт недавно опубликовал книгу под названием «Не стреляй!». Он считает неправильным, что американское правительство тратит так много денег на подготовку охранников авиарейсов: «Охранники, в принципе, полезны, но они очень дорого стоят - порядка шести тысяч долларов в месяц. Их работа рутинна. Во время рейса им запрещено читать или даже дремать, а велено все время следить за происходящим в салоне. Часов налета у них меньше, чем у пилотов. Как правило, они долго не задерживаются на своей работе, в среднем всего от полугода до года.
Лотт предлагает вместо этого вооружить пилотов - и большинство из них с ним согласны. Вот, что сказал Джон Мазор, представляющий Ассоциацию пилотов гражданских авиалиний: «Почему-то с самого начало было решено, что функция охраны авиарейсов должна быть возложена на государство. Никто не подумал, что с ней вполне успешно могут справиться летчики коммерческих авиалиний».
Согласно предложению Мазора, насильно вооружать пилотов не будут - оружие получат только те, кто этого хочет, пройдя предварительно психологическое тестирование и стрелковую подготовку. Мазор не сказал, сколько пилотов уже сегодня держат в кабине стволы. «Тут важно не точное число, а то, чтобы угонщики знали, что у летчика может быть при себе оружие, - подчеркивал Мазор. - Таким образом создается эффект сдерживания».
Белый дом и министерство транспорта исходно выступили против вооружения пилотов, но затем, под давлением Конгресса, дважды утверждавшего соответствующий закон, министерство пошло на попятный и с апреля проводит стрелковую подготовку пилотов. На сегодня, предположительно, оружием владеют уже сто пятьдесят-двести пилотов.
Грегг Оверман, представитель профсоюза авиакомпании «Американ эйрлайнс» - самого крупного в мире пассажирского аперевозчика - напоминает, что до шестьдесят третьего года. федеральное правительство требовало, чтобы все летчики, перевозящие почту, были вооружены. До 87 года пилоты могли по своему усмотрению решать, иметь при себе оружие или нет. И за все это время не было ни одного летального исхода стрельбы в воздухе.
«Соображения, по которым пятнадцать лет назад у пилотов отобрали оружие, на сегодня полностью дискредитированы и заключались они в том, что летчик должен безропотно выполнять любые распоряжения угонщика, - продорлжает Оверман. - Без такой установки трагедии одиннадцатого сентября могло и не быть».
Сторонники вооружения пилотов не занижают важности других элементов эшелонированной охраны на авиатранспорте, как-то - обучение багажных инспекторов и усовершенствование паспортного контроля. Но вооруженный пилот - это как вратарь в футболе - последний рубеж защиты.