Среди десятков тысяч американцев и граждан других стран мира, приехавших в Нью-Йорк, чтобы почтить память жертв 11 сентября 2001 года, был русский художник из Молдовы Александр Ахлупин. Он подарил городу свою картину - одну из серии полотен, созданных им после сентябрьских терактов 2001 года в США. После его отъезда семь картин остались в выставочных залах Нью-Йорка и других городов Америки.
Александр Ахлупин дал интервью Русской службе «Голоса Америки».
Инна Дубинская: Что вас вдохновило на создание семи картин, посвящённых очень печальной дате - 11 сентября 2001 года?
Александр Ахлупин: Это надо было пережить. Я это пережил, и, когда это всё увидел, я себе представил тот ужас, который может произойти с любым из нас, в любой стране мира. И, наверное, чтобы этого больше не происходило, люди это не только услышали, но и увидели, осознали, потому что то мгновение, которое произошло 11 сентября, - я хотел донести до зрителя, донести до людей, чтобы они могли осознать, что такое терроризм и чем это может всё кончиться.
И.Д.: Как вы всё это пережили, Александр?
А.А.: То, что произошло внутри, лично у меня, - это было ощущение неимоверной внутренней энергии. Хотелось кричать: «Люди! Что вы делаете!?» А потом я сел за холст и стал писать серию работ. Сначала написал серию «Голгофа» - три работы, потом ещё написал четыре работы.
Я не находился рядом, я не видел этого всего, я не мог знать этот город, я никогда здесь не был, но он в тот момент оказался настолько близок мне, было такое ощущение, что я находился там непосредственно среди этих людей. Эти люди, которые пострадали, люди, которые пережили, которые всё это видели, дети - самое чистое и святое, дети, - почему они должны нести эту печать печали?
И.Д.: Вот вы сейчас, Александр, оказались в Нью-Йорке, в том городе, который вы представляли и который вы изобразили на своих полотнах. Что вы в нём увидели? Соответствует ли тому, что вы представляли?
А.А.: Во-первых, поразило огромное количество людей, огромная доброта людей. Отношение друг к другу, эта любезность, - она как бы призывает быть добрее, чутко относиться к трагедии каждого. Я был в Ground Zero и смог ощутить боль каждого человека: они смотрели, чуть не плакали...
И.Д.: В эти дни вы встречались и с пожарными Нью-Йорка, и ваши картины выставлены сейчас в Капитолии, в американском Конгрессе. Как они воспринимали ваши картины?
А.А.: Сначала было удивление: ну как это так, в Молдавии, художник, не зная, мог это всё отобразить? А потом было и самое доброе, чуткое отношение к человеку, который смог пережить их боль, их трагедию донести до зрителя. Они поняли, что это не только их, не только тех людей, которые там находились, но это касается всех людей Земли.
И.Д.: А не больно ворошить старое? Может, не стоит? Прошло два года...
А.А.: Давайте будем так говорить: не стоит это делать. Многое чего иногда не стоит делать. Но иногда стоит бить в набат и говорить: «Люди, будьте добрее друг к другу, относитесь лучше, зла и так хватает, помимо всего». И многие художники отображали в своих работах какие-то события - плохие, хорошие, и они оставались как бы наследием. Наверное, это должно быть наследием человечества, чтобы этого никогда не произошло ни в одной стране мира…
И.Д.: Александр, на картине, которую вы собираетесь подарить городу Нью-Йорку, вы изобразили две свечи. Что вы хотели этим сказать?
А.А.: Я хотел сказать, что мы начинаем жить со свечи и кончаем жизнь со свечой. Я хотел показать, что именно свеча, когда горит, - это жизнь, это тепло, это всё, что наполняет нас, наше внутреннее состояние. И когда она догорает, то и жизнь прекращается. Я хотел показать этой работой, что в этих двух башнях такая жизнь была, такая энергия, что эти свечи, если бы они горели, они бы не смогли никогда догореть. И когда я показал это оплавление, резкое догорание, то, что произошло дальше - когда свеча догорает, то и жизнь прекращается. Она прекратилась, но прекратилась за счёт той трагедии, которая произошла.
Продолжением этой работы служит триптих, где Иисус Христос скорбит над Нью-Йорком, над Манхэттеном, - глаза Иисуса Христа, и лик Его, и распятие Иисуса Христа. Голгофа в переводе - «мёртвая голова», и вот та груда камней, та груда металла, которая осталась, из этого я сделал Голгофы, Голгофы людей. И просматривается череп и крест с Иисусом Христом, который возносится далеко вверх. А за крестом уже другой Манхэттен, другой Нью-Йорк. То есть люди осознали, люди перешли в другую жизнь, живут другой жизнью, надеждой на будущее, надеждой на то светлое, которое должно окружать и их детей, и весь мир.