Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 58 - 2003-09-03


Записи, звучащие в программе:

“It Don’t Mean a Thing If It Ain’t Got That Swing”. Эллингтон
“Just Friends”. Джон Кленнер, Сэм Люис
МакПартлнад и Джордж Ширинг - рояль.
“New Orleans”. Хоуги Кармайкл
Джо Морелло - ударные; Билл Кроу - бас; Мариан МакПартланд - фортепиано.

«Противоположности сходятся»… «Необъяснимая эмоциональная связь»… «Любовь с первого взгляда» (хотя в данном случае следовало бы сказать - с первого звука)… Все эти определения, разумеется, можно было бы отбросить, как заезженные клише, - пишет критик Нил Тессе в рецензии на выступление Мариан МакПартланд и Уилли Пикенса в знаменитом ночном клубе Чикаго “The Jazz showcase”. - Но вспомним, что все эти фразы превратились в клише от частого употребления, а употребляли их часто потому, что они как нельзя лучше подходили к той ситуации, в которой к ним прибегали. Так или иначе, клише или нет, но все эти определения точно храктеризуют суть происходящего между этим мастерами. И на этом следует поставить точку. Ибо в том, что делают эти два виртуоза, нет ни намека на что-либо привычное, заигранное, ожидаемое…

Надо сказать, что фортепьянный дуэт в джазе - вещь довольно редкая, за всю историю существования джаза их можно пересчитать буквально по пальцам: Албер Аммонс и Мид Люкс Люис в сороковых годах; Томми Фланаган и Хэнк Джонс, в 70 и 80 годы записавшие несколько дуэтных альбомов. За прошедшие с тех пор двадцать с лишним лет практически не приходилось слышать фортепьянных дуэтов ни на концертных площадках, ни в клубах. Но это не значит, что этот формат перестал существовать как таковой.

В 1978 году Мариан МакПартланд начала на Общественном радио серию программ «Джазовое фортепьяно», гостями которой побывало за это время более четырехсот пианистов, среди которых такие прославленные исполнители, как Дэйв Брубек, Томми Фланаган, Джордж Ширинг, Джин Харрис…

Совсем недавно вышел диск, в который вошли дуэты Мариан МакПартланд со всеми этими музыкантами, участвовавшими в ее часовых программах - этих уникальных экскурсиях в мир джазового фортепьяно. «Просто друзья» - так называется композиция, давшая название одному из последних дисков Мариан МакПартланд, в который вошли некоторые из этих дуэтов. Одновременно с этим диском Общественное радио выпустило альбом «Портреты», в который, в соответствии с названием, вошли музыкальные портреты джазменов, бывших гостями программы МакПартланд.

И что это за программа, доложу я вам! На редкость остроумная, непосредственная, Мариан умеет не просто разговорить своих гостей: ей удается каким-то удивительным образом спровоцировать их на воспоминания, казалось, погребенные где-то в глубинах памяти. Ее знание джаза, в котором она живет вот уже шестьдесят лет, ее тонкий вкус, удивитльная эрудиция, несравненное чувство юмора, а главное - ее собственный музыкальынй дар и виртуозное владение фортепьяьно, превращают этот час в интимнейшую и сокровенейшую беседу , в которой забавные эпизоды из жизни музыкантов перемежаются с глубочайшими рассуждениями о тайнах профессии и судьбах джаза. И, разумеется, дают возможность услышать мастеров и совсем молодых пианистов в деле.

В беседе с последними Мариан частенько выполняет еще одну роль - умелого психотерапевта, который в считанные минуты помогает порою робеющим музыкантами забыть о своих страхах, раскрепоститься, начать общаться как равный с равным, без оглядок на авторитеты и на тот факт, что интервьюирует их «сама» МакПартланд. Что до самой Мариан, то она начисто лишена преувеличенного представления о своей особе. Более того, ее скромность и отсутствие эгоцентризма стали легендой среди ветеранов.

«Часто, сидя в студии с кем-нибудь из пианистов, которых я буквально боготворю (Оскара Питерсона, например), я думаю о том, как мне повезло, - говорит МакПартланд. - Встречи с этим гигантами меня многому научили. Даже если мне приходилгсь иметь дело с такими молчунами как, скажем, Тедди Уилсон. Правда, - смеется Мак Партланд, - мне-таки удалось его расшевелить, и он неожиданно заговорил».

Но думаю, дело не столько в способности МакПартланд «разговорить» своих гостей, сколько в том, что она умеет их «разыграть». Как-никак, ее мастерство, ее удивительный мелодический дар, ее тонкое импровизационное чутье давно уже поставили ее в ряды выдающихся пианистов XX столетия.

Я вернусь к рассказу о Мариан МакПартланд в нашей следующей программе. А сегодняшнюю завершает запись выступления Мариан МакПартланд в составе трио в знаменитом нью-йоркском клубе «Бердлэнд ».

XS
SM
MD
LG