Линки доступности

Споры вокруг десяти заповедей в здании суда - 2003-08-26


Председатель Верховного Суда штата Алабама Рой Мур временно отстранен от выполнения своих обязанностей в связи с расследованием выдвинутых против него обвинений в нарушении норм профессиональной этики.

Обвинения вызваны отказом судьи Мура подчиниться решению федерального суда, постановившего удалить из храма правосудия в Алабаме монумент, на котором высечены десять основных библейских заповедей. Установление этого монумента в здании штатного суда федеральный судья Майрон Томпсон интерпретировал как нарушения Конституции, по которой церковь отделена от государства.

Мы беседуем о правовых аспектах этой проблемы с профессором религии и права Католического университета в Вашингтоне Робертом Дестро.

Джеймс Бертел: Первая поправка к Конституции США гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание». Является ли это, профессор Дестро, отделением церкви от государства?

Роберт Дестро: Все зависит от того, кто и как это истолковывает. Некоторые правоведы считают, что, установив в здании суда десять заповедей, штатный суд занял одностороннюю позицию в спорном религиозном вопросе на самом глубинном уровне: имеем ли мы вообще право опираться на десять заповедей. А на другом уровне - о какой конкретной интерпретации десяти заповедей идет речь? Ведь на них опирается целый ряд религиозных деноминаций. Такова точка зрения тех, кто считает недопустимым иметь эти заповеди в суде. На этом основана позиция тех, кто против монумента с десятью заповедями.

А те, кто за сохранение монумента, настаивают на том, что Конгрессу не дано конституционного права диктовать штатам свою волю, в частности, принимать законы, запрещающие штатам иметь десять заповедей в общественном здании.

Дж.Б.: Таким образом, мы видим всю палитру разных взглядов на это дело?

Р.Д.: Да, именно так.

Дж.Б.: Отказываясь подчиниться решению федерального суда, судья Мур заявил, что у него, как он сказал, «есть конституционное право верить в Бога». На личном уровне он, разумеется, обладает таким правом. Но установлением монумента он пошел дальше этого. Дает ли ему закон такое право?

Р.Д.: Считаю, что дает. Вот если бы Конгресс принял закон, запрещающий штатным судам выставлять изображение скрижалей с десятью заповедями, то это было бы нарушением первой поправки Конституции. Также это нарушило бы принцип федерализма, поскольку Конгресс навязывал бы свою волю штатам. В общем это не такой простой вопрос, как иногда представляют.

Дж.Б.: Хорошо, тогда обратимся только к юридической стороне дела. Судья Мур утверждает, что конституция Алабамы позволяет ему не подчиниться решению федерального суда об удалении монумента. Действительно ли штатные законы имеют преимущество перед федеральными?

Р.Д.: Нет, конечно же, нет. Думаю, что в этом судья Мур не прав. Сомнительна также и его попытка опереться на законы штата, ибо судебные власти Алабамы никогда официально не принимали решения об установке монумента с десятью заповедями в судебном здании.

Дж.Б.: Судья Мур вел избирательную кампанию при выборах в верховный суд штата под лозунгом «Судья Десяти Заповедей» и был избран. Так что на его стороне поддержка большинства избирателей. Будет ли избиратели играть какую-то роль в том, как будет решен этот вопрос?

Р.Д.: Полагаю, что они определенно будут иметь голос. Судья Мур, видимо, рассчитывает занять более высокий пост, и благодаря этой истории он его получит. Ведь она со всей серьезностью воспринимается не только в Алабаме, а и повсюду. А это принесет ему широкую известность. К тому же скоро в Верховный Суд поступит аналогичное дело: оно касается присяги, которую мы приносим в суде, включающую в себя выражение: «клянусь перед Богом». Эти два вопроса тесно связаны.

Дж.Б.: Министр юстиции Джон Эшкрофт, чья обязанность - обеспечить выполнение федеральных законов, в деле об алабамском монументе ведет себя пассивно. Считает ли он этот вопрос прерогативой судебной системы, или ему придется вмешаться?

Р.Д.: Ему тут нечего делать до тех пор, пока не будет принято решение о насильственном удалении монумента из здания суда федеральными властями. Но я думаю, что губернатор Алабамы не допустит, чтобы дошло до этого.

Дж.Б.: И чем же, по-вашему, все это закончится?

Р.Д.: Я считаю, что дело подходит к концу и завершится тем, что монумент с десятью заповедями вынесут из здания Суда. Но такой финал вызовет политическую бурю. Шквалом посыплются вопросы о смысле Первой поправки к Конституции. Конгресс не имеет права принимать решения в пользу религии и против религии. Таким образом, вопрос о религии в жизни общества приобретет большое значение и даже повлияет на исход президентских выборов 2004 года.

Дж.Б.: Так что нам еще предстоит заниматься этим вопросом какое-то время.

XS
SM
MD
LG