Линки доступности

Министр юстиции США защищает Закон о патриотизме - 2003-08-21


Правозащитные организации продолжают атаковать Закон о патриотизме («Патриотический акт»), принятый в США по следам терактов 11 сентября 2001 года. Закон расширяет компетенцию правоохранительных органов в области борьбы с терроризмом; благодаря этому закону они получили полномочия по проведению следственных мероприятий, которые раньше требовали в каждом отдельном случае санкции суда.

Конгресс одобрил эту меру подавляющим большинством голосов. Однако с тех пор она стала объектом острой критики и даже судебных исков со стороны правозащитных организаций, заявляющих о посягательстве федеральных ведомств на свободу граждан. «Многие члены Конгресса, голосовавшие за эту меру, не имели времени с ней ознакомиться», - указывает председатель правоцентристской организации «American Conservative Union» Дэвид Кин.

Закон, в частности, снял с ФБР ограничения на прослушивание телефонных разговоров лиц, подозреваемых в терроризме. «Во имя борьбы с терроризмом, - считает Кин, - происходит понижение барьеров, которые Конституция воздвигает против произвола властных структур».

У правоохранительных органов на этот счет иное мнение. Перед лицом общественных нападок на Закон о патриотизме и попыток в Конгрессе изменить его генеральный прокурор Джон Эшкрофт планирует серию выступлений в защиту закона. В своей первой речи на эту тему он сказал: «Я хочу, чтобы все поняли, насколько важен Закон о патриотизме в деле борьбы с терроризмом. Благодаря ему мы смогли предотвратить новые кровопролитные и разрушительные акты террора на американской земле. Закон о патриотизме не подрывает, а укрепляет свободу».

Среди оппонентов Эшкрофта - член Палаты представителей республиканец Бутч Оттер, предлагающий, в частности, изъять из Закона о патриотизме положения, которые облегчают проведение обысков в частных и служебных помещениях.

Еще один противник Эшкрофта - Американский союз гражданских свобод. Его представитель Джамил Джеффер говорит: «Закон позволяет ФБР ставить граждан в известность об обысках в их резиденциях или офисах, когда ему заблагорассудится; против этого положения и выступает Бутч Оттер. Беспокоит нас и положение закона, позволяющее ФБР требовать от организаций доступа к конфиденциальной информации о ее сотрудниках, включая данные по ДНК».

У генерального прокурора Эшкрофта другие приоритеты: предотвратить новый крупный теракт в Америке. «Благодаря Закону о патриотизме мы обезвредили террористические ячейки в Буффало, Детройте, Сиэтле и Портленде, - говорит он. - К настоящему моменту по фактам терроризма возбуждено 255 дел, 132 человека были признаны виновными или сами признались в своей вине до суда. В общей сложности по всему свету было задержано свыше трех тысяч лиц, подозреваемых в терроризме. Многих других постигла и более печальная участь».

Споры по поводу Закона о патриотизме проходят в обстановке приближающейся второй годовщины трагических событий 11 сентября и непрекращающихся актов террора; последними в их ряду были взрывы в Багдаде и Иерусалиме.

XS
SM
MD
LG