Более полувека назад, когда в мире распоряжались две сверхдержавы -- Соединенные Штаты и Советский Союз, -- на Корейском полуострове бушевала война. В вооруженных силах ООН руководящая роль принадлежала Соединенным Штатам, в поддержку которых выступила 21 страна. Коалиции противостояли Северная Корея и Китай.
Контр-адмирал в отставке Джерри Кун прибыл на фронт в 1952 году молодым капелланом -- военным священником -- корпуса американской морской пехоты. К тому времени крупные сражения затихли и началась окопная война. Кун вспоминает: «Главная задача состояла в том, чтобы удерживать занятые рубежи, не сдавать своих позиций, не давать противнику возможности продвигаться. Но при этом мы должны были постоянно напоминать противнику, что мы все живы, боеспособны и твердо намерены удерживать свои позиции».
Отставной контр-адмирал Джерри Кун вспоминает свои будни фронтового капеллана: «Мы выбирали минометные окопы или просто лощины, укрытые от взора корейцев или китайцев. Иногда собирали ребят в артиллерийских окопах или где нибудь непосредственно за ними и устраивали как бы походный храм. Или же просто ходили по окопам вдоль линии фронта и разговаривали с людьми или собирались группами по два - три человека. Пели гимны, молились, читали отрывки из Священного Писания или просто разговаривали -- как бы выполняя роль объезжающего свой округ проповедника. Мне нужно было окормлять целое пехотное подразделение, а то, бывало, и несколько. Всем им приходилось жить в окопах».
После трех лет, война зашла в тупик, и в 1953 году обе стороны конфликта согласились на перемирие. В конечном итоге на территории Корейского полуострова появились два государства -- Южная и Северная Корея, разделенные трехкилометровой демилитаризованной зоной на всем протяжении 240-километровой границы.
Когда замолкли орудия и были подсчитаны потери сторон, современники ужаснулись. По оценкам, Китай потерял один миллион человек, а Северная Корея - 600.000 человек. Потери сил ООН составили примерно 300.000 человек, из них более двух третей пришлись на долю Южной Кореи. Американские войска потеряли убитыми и пропавшими без вести около 37.000 человек.
Сотрудник американского Института мира Уильям Дреннан отмечает, что подписанное полвека назад соглашение о перемирии в Корейской войне положило конец военным действиям, но технически не явилось концом войны: «После трех лет и одного месяца исключительно кровопролитных боев, война лишь была временно прекращена. Не было победителей. Не было побежденных. Не установился мир. Состояние войны было лишь временно приостановлено».
Дреннан считает, что, если после всех этих лет удастся достичь мирного соглашения, то от этого повысится безопасность обеих стран, а Пхеньян лишится предлога для создания ядерных сил сдерживания: «Если мы сможем достичь настоящего мирного соглашения, то это покажет абсурдность заявлений Северной Кореи относительно того, что над нею, мол, нависла угроза, и поэтому ей необходимо иметь ядерные силы сдерживания».
Попытки заключить мир предпринимались неоднократно на протяжении 50 лет. Пхеньян утверждает, что Вашингтон вынашивает планы агрессии против Северной Кореи, и недавно даже пригрозил денонсировать соглашение о перемирии. Несмотря на нынешнюю напряженность, в Америке пятидесятилетие соглашения о перемирии отмечается воинскими церемониями. Будет выпущена специальная почтовая марка и организована музыкальная программа с участием известного ведущего телевидения Эда Макмэна.
Председатель оргкомитета по проведению юбилейных торжеств по случаю годовщины перемирия Джей-Норберт Райнер говорит, что долгосрочное решение вопроса о заключении мира на Корейском полуострове -- назойливая проблема, которая не дает покоя: «Проблема эта -- словно укус комара. Что ни прикладывай к месту укуса, оно будет очень долго чесаться». Райнер выразил надежду, что новое поколение сможет найти, наконец, решение корейской проблемы.