Согласно исследованию, которое проводилось три последних года, большинство палестинских беженцев, уже полвека живущих в ближневосточных странах, не хочет возвращаться в Израиль, даже если они получат такую возможность по будущему израильско-палестинскому мирному соглашению. Исследование выявило, что большинство палестинцев предпочитает либо остаться в местах своего нынешнего проживания, либо переселиться на палестинские территории Западного Берега и полосы Газа.
Право палестинцев на возвращение в места, откуда они бежали из-за образования Израиля в 1948 году - один из самых острых вопросов израильско-палестинского конфликта. Палестинское руководство требует признать, что появление Израиля на географической карте привело к потере палестинцами их территорий, имущества и жилищ. Если Израиль это признает, он должен будет вернуть палестинцам все потеряное. Однако израильтяне опасаются, что возвращение палестинских беженцев, а правильнее сказать - их потомков, составляющих, в общей сложности, более четырех миллионов человек, живущих в разных ближневосточных странах, приведет к тому, что Израиль автоматически превратится из еврейского государства в арабское.
Насколько это острый вопрос, показывают события минувшего воскресенья, когда сотни разъяренных палестинцев, узнавших о результатах исследования, разгромили помещения палестинской организаци, чтобы не допустить публикации собранных ею данных.
Во время пресс-конференции в палестинском Центре политических и научных исследований на этот независимый академический институт в Рамалле напали сотни палестинцев, прибывших на автобусах из соседних беженских лагерей. Ворвавшись в помещения центра, они стали бросать в сотрудников куриные яйца, бить оконные стекла и ломать мебель, показывая серьезность своих намерений - не допустить публикации результатов исследования.
«Мы приехали, чтобы выразить недовольство этой, враждебной нам организацией и ее лживым исследованием, которое проводилось по указанию американцев и сионистов, чтобы дискредитировать право палестинских беженцев на возвращение», - так объяснял действия приехавших палестинцев один из них.
«Моя семья более пятидесяти лет, не щадя себя, боролась за возвращение всех палестинских беженцев в родные места, а теперь эти американо-израильские оборотни лгут, что мы, мол, не хотим возвращаться», - вторит другой палестинец из числа прибывших на разгром научно-исследовательского института.
Во время этой демонстрации протеста они раздавали листовки, напечатанные Организацией освобождения Палестины - почему-то по-английски - и объявлявшие исследование фальшивкой. Директор политологического научно-исследовательского центра, доктор политических наук Халил Шикаки, закончивший знаменитый Колумбийский университет в Нью-Йорке, пребывал в полной растерянности: «Мы совершенно определенно не ожидали ничего подобного, ничто не предвещало того, что произошло».
Категорически отрицая, что результаты были сфабрикованы, Доктор Шикаки рассказывает, что это первое такого рода исследование, которое проводилось в течении трех последних лет. Он высказал также предположение, что о проведенном исследовании сознательно распространилась ложная информация, чтобы спровоцировать нападение на его академический институт.
«У нас создалось впечатление, что большинство этих резъяренных людей понятия не имеет о результатах исследования, - продолжает Халил Шикаки. - А то, что о нем было опубликовано, представлят собой совершенно оголтелую ложь. Будто бы мы говорим, что девяносто пять процентов палестинцев отказываются от права на возвращение. На самом же деле, будто бы девяносто пять процентов настаивают на своем праве вернуться. Мы же пытаемся выяснить: а что произойдет, если палестины получат такое право?«.
Результаты исследования - вопреки опасениям израильтян - показывают, что большинство палестинских беженцев не хочет возвращаться в места прежнего проживания своих предков, если эти места сейчас находятся на территории Израиля. Все палестинские беженцы хотят, чтобы их право на возвращение было признано, но пятьдесят пять процентов этих палестинецев хочят жить на палестинских территориях Западного Берега и Полосы Газа, а двадцать процентов из них хочет остаться там, где они живут сейчас или же эмигрировать в такие западные страны как, например, Германия.
«В конечном счете, все должны быть довольны, - говорит профессор Шикаки. - Вопрос с беженцами будет решен, когда право на возвращение превратится в право выбора. И в таком решении, судя по результатам исследования, ничто не изменит демографический баланс в Израиле и не разрушит государство Израиль».
Большинство палестинцев, которых опрашивали исследователи, выразило готовность отказаться от права на возвращение, если их отказ будет оплачен отступными. Некоторые семьи даже называли конкретные суммы в размере нескольких сот тысяч долларов.
Израильские власти, по их словам, пока не имели возможности ознакомиться с исследованием и потому воздерживаются от всяких комментариев.